Выбрать курс
7  /  29

Русский Морской Корпус - яхтенная школа и морской клуб.

ШЛЮПКИ

Типы шлюпок, преимущества и недостатки

Существует два основных типа шлюпок: жесткие (Rigid) и надувные (Inflatable).

Жесткие - деревянные и стеклопластиковые: преимущество - проколоустойчивость, недостаток - при швартовке к борту яхты могут повредить корпус, царапая борт.

001.JPG

Надувные: преимущество - не повреждают корпус другого судна при швартовке к борту, недостаток - могут быть легко проколоты рифами, палками, острым мусором.

002.JPG

Шлюпки со стационарным двигателем (Inboards)

Только большие шлюпки (10 и более пассажиров) могут иметь стационарный двигатель. Из-за их большого веса они более популярны на мегаяхтах.

Шлюпки с водомётным движителем (Jets)

Шлюпки с водомётным движителем имеют такую же силовую установку как и гидроциклы. Они не имеют винтов, поэтому являются безопасными для использования вблизи находящихся в воде людей. Недостатком водомётных движителей является возможность засасывания пакетов, мусора и т.п., что влечёт остановку мотора, а также большой расход топлива.

Подвесные моторы (Outboards)

Подвесной мотор устанавливается на транце шлюпки и крепится посредством специальных зажимов либо болтов с гайками, для моторов большой мощности. Подвесные моторы оборудованы механизмом изменения угла наклона, который бывает либо ручным, на моторах маленькой мощности, либо электрическим, на больших моторах.

Данный механизм позволяет поднимать редуктор мотора, что важно при плавании на мелководье, или при спуске шлюпки на воду. Большинство подвесных моторов использует бензин, различают двух-тактные и четырёх-тактные моторы. Двух¬тактные моторы используют масло в качестве примеси в топливо (современные моторы имеют резервуар для масла и систему автоматической подачи масла в топливо). Четырёх-тактные двигатели имеют раздельную систему смазки и используют чистый бензин. Двух-тактные двигатели в большинстве своём дешевле четырёх-тактных, но требуют большего внимания при заправке топлива. Четырёх¬тактные двигатели работают ровнее, тише и являются более экологичными.

Подготовка шлюпки к спуску на воду

Проверьте, надёжно ли закреплён мотор на транце и прикреплён ли трос (цепь) безопасности к надёжному месту на борту. Аварийно-спасательное и противопожарное оборудование должно находится в быстро доступном месте. Топливный бак полностью заполнен и безопасно закреплён на борту, обеспечивая необходимую остойчивость шлюпке. Якорь и якорь-канат должны быть проверены на годность, а коренной конец якорь-каната надёжно закреплён. Проверьте также не ослаб ли узел крепления якоря к якорь-канату. Проверьте на месте ли пробка дренажного отверстия. Возьмите с собой достаточное количество воды и пищи для предстоящего рейса.

003.JPG

Подготовка двигателя к пуску

  1. Убедитесь, заполнен ли топливный бак, потрясите бак, чтобы перемешать содержимое.

  2. Проверьте, подсоединен ли топливный шланг.

  3. Подкачайте топливо вручную, используя «грушу» ручной подкачки топлива.

  4. Проверьте, надёжно ли закреплен мотор на транце.

  5. Проверьте, находится ли механизма подъёма мотора в положении «Ход/Run» 

  6. Подсоедините шнур с чекой безопасности (Kill Cord).

  7. Поставьте ручку управления в нейтральное положение.

  8. Если мотор холодный, используйте дроссельную заслонку для прогрева, будьте осторожны, не перегревайте двигатель.

Запуск двигателя

Не запускайте двигатель, если не знаете, как его остановить! Устройство для остановки мотора, обычно, представляет собой красную кнопку, которую необходимо нажать и держать, пока мотор не остановится. Также остановка мотора может быть осуществлена ключом зажигания, как в автомобиле, либо посредством шнура с чекой безопасности, при отсоединении которой, мотор останавливается.

Проверьте надёжность крепления мотора к транцу и заборное отверстие воды системы охлаждения двигателя, оно должно находиться в воде. Подсоедините топливный шланг, откройте клапан вентиляции бензобака и подкачайте топливо используя «грушу» ручной подкачки топлива. Убедитесь, что шнур с чекой безопасности подсоединен, и ручка управления (Throttle Control & Gear Lever) находится в нейтральном положении. Используйте дроссельную заслонку при запуске в холодных условиях. Ручка управления имеет три положения: Вперёд - Нейтральное положение - Назад.

Мотор запускается либо вручную, с помощью пускового троса, либо электрическим стартером. Если мотор не запускается после нескольких попыток, откройте дроссельную заслонку и попытайтесь снова. При запуске двигателя с помощью пускового троса, будьте осторожны, что бы не ударить локтём кого-нибудь из экипажа. Как только двигатель запустился, опустите дроссельную заслонку. Проверьте поступление забортной воды в систему охлаждения.

Обнаружение неполадок

Иногда подвесные моторы не запускаются по простым причинам, однако, чем мощнее и современнее мотор, со множеством электронных узлов, даже самые простые неполадки должны устраняться квалифицированным механиком.

Основные причины не запуска двигателя:

  • Нет подачи топлива в мотор:

  • проверьте наличие бензина в баке;

  • проверьте подсоединение топливного шланга, большинство шлангов имеет резиновую «грушу» для ручной подкачки топлива в мотор при первоначальном запуске;

  • очистите топливный фильтр.

Нарушение в электрической цепи:

  • Убедитесь, что он подсоединён;

  • проверить аккумулятор, выключатель аккумуляторов, все электрические соединения;

  • проверьте предохранители

  • проверьте свечи зажигания.

Спуск шлюпки (Launching Procedures)

Часто деревянные и пластиковые шлюпки перевозятся на шлюпбалках в кормовой части судна, откуда они спускаются на воду. Если шлюпка хранится на палубе, то для спуска на воду могут потребоваться фалы (стропа), для поднятия шлюпки через леерное заграждение и последующего спуска на воду, это делается перед тем, как установить мотор. Перед тем как спускать шлюпку на воду убедитесь, что носовой фалинь надёжно закреплен на борту. Большие яхты спускают шлюпки посредством кранов.

Затем один член экипажа должен залезть в шлюпку и надёжно пришвартовать её к борту яхты, после чего можно установить подвесной мотор, который также может быть спущен с помощью фалов (стропов). Мотор устанавливают на транце, спускают топливный бак, подсоединяют его к мотору и крепят в шлюпке.

Топливо (бензин) для подвесного мотора должно храниться и использоваться на борту яхты с повышенной осторожностью; главные и вспомогательные двигатели яхт, обычно, используют дизельное топливо, которое намного менее воспламеняемо по сравнению с бензином, поэтому рекомендуется хранить бензин для шлюпок на палубе в отдельном, хорошо вентилируемом рундуке.

Остойчивость шлюпки и управление

Экипаж и пассажиры должны с большой осторожностью заходить и выходить с борта шлюпки, полностью осознавая, что их вес и местоположение влияет на остойчивость шлюпки. Перед тем как отойти от яхты или причала, рулевой шлюпки должен убедиться, что вес распределён равномерно с правого и левого борта, с носа и с кормы, поскольку это влияет на остойчивость. Распределение веса в шлюпке может быть изменено в соответствии с состоянием моря и скоростью, особенно, если шлюпка способна выходить на глиссирующий режим, что может потребовать дополнительный вес на носу шлюпки.

Во время нахождения на борту, пассажиры должны сидеть и держаться. Для сохранения остойчивости, пассажиры, вещи, снабжение и т.п. должны быть равномерно распределены. Например, если в шлюпке находится четыре пассажира и член экипажа, управляющий шлюпкой, традиционно называемый рулевым, то они должны сидеть по двое, а рулевой на корме для управления шлюпкой и мотором. Во время движения по воде, пассажиры не должны заслонять видимость рулевому.

Если рулевой удовлетворён распределением веса в шлюпке, он/она должен убедиться, что все пассажиры и члены экипажа сидят и держатся, перед тем как отшвартоваться. Ускорение нужно набирать медленно и осторожно, а скорость выбирать в соответствии с погодными условиями и требованиями безопасности. Рулевой всегда должен быть уверен, что должный контроль за шлюпкой поддерживается постоянно. На маленьких шлюпках, рулевой управляет мотором посредством румпеля, который также выполняет функцию ручки газа-реверса. На больших шлюпках с консолью управления, рекомендуется постоянно держать одну руку на руле, вторую на ручке газ-реверс. При снижении скорости и выходе из режима глиссирования, необходимо делать это плавно и осторожно, для того, что бы убедится, что остойчивость шлюпки не нарушена. Необходимо погасить скорость, прежде чем поставить ручку газа- реверса в нейтральное положение и никогда не переходить с полного хода вперёд сразу на задний ход.

Высадка на берег (Beaching)

При большом волнении не пытайтесь высадиться на берег, это очень опасно!

В спокойную погоду, при небольшом волнении высадка на берег является несложной задачей, однако, тип побережья имеет важное значение. Высадка на песчаный берег относительно безопасна, но каменистый или скалистый берег требует максимального внимания и опыта.

Подходите к берегу на небольшой скорости, распределите людей на шлюпке таким образом, чтобы создать небольшой крен на корму. Выставьте на нос впередсмотрящего, его задачей является обнаружение камней, рифов и т.п. на пути следования. При непосредственном приближении к берегу поднимите «ногу» мотора не менее чем на 1/3, затем выключите мотор и по инерции дойдите до береговой черты. Если не получается достичь берега, один или несколько членов команды должны спрыгнуть в воду и подтащить шлюпку к берегу. Перед тем как покинуть место высадки, максимально вытащите шлюпку на берег и привяжите ее к дереву, камню и т.п.

При спуске нужно протащить или отнести шлюпку до воды, так чтобы она находилась на плаву. Нужно, оттолкнувшись от дна, дойти по инерции или отгрести до глубокой воды, там запустить двигатель и начать движение.

Швартовка к причалу

По возможности швартуйтесь левым бортом.

Подходите к причалу или борту яхты под углом примерно 20° на малой скорости, достаточной для управляемости шлюпки. В непосредственной близости от места швартовки среверсируйте двигатель, это погасит инерцию и прижмет шлюпку к месту швартовки. Всегда учитывайте влияние ветра и течения, легче швартоваться при встречном течении и встречном/прижимном ветре.

Процесс отшвартовки зависит от направления ветра и течения. При отжимном ветре - после посадки и запуска двигателя просто отдайте все концы и немного оттолкните нос. При прижимном ветре/течении лучше всего, оставив носовой швартов, двигателем отвести корму и только затем отдать носовой.

Обычно, небольшие шлюпки сильно подвержены влиянию ветра и течения. Учитывайте это при выборе курса следования. Иногда даже имеет смысл пересечь течение быстро в перпендикулярном направлении, чем идти долго под малым углом и тем самым долго быть подверженным сносу.

Для швартовки к борту другого судна на ходу, в первую очередь необходимо добиться одинаковой скорости и установить связь между судами. При приближении шлюпки к судну, даже на небольшой скорости, возникнет сила притяжения, которая прижмет шлюпку к борту судна. В этот момент нужно быстро подать швартовы и закрепить их, только после крепления швартовов можно остановить двигатель.

Подъем шлюпки - процесс обратный спуску. Вероятно, что для подъема шлюпки вам потребуется фал или другие специальные снасти или устройства. Не забудьте до подъема шлюпки снять мотор и закрепить его на яхте.

Оборудование шлюпки (Dinghy Equipment)

Оборудование шлюпки очень сильно зависит от размера и предназначения шлюпки, в идеале оно должно состоять из:

  • Спасательных жилетов (Lifejackets)

  • Фонарик (Flashlight), который можно использовать как навигационный огонь (если длина шлюпки более 7 м, должны быть установлены стандартные навигационные огни)

  • Весла (oars or paddles)

  • Черпак (bailer)

  • Компас (Compass)

  • Конец (painter) достаточной длины

  • Свисток (Whistle) или другое звукосигнальное устройство

  • Аптечка (first aid kit)

  • Отпорный крюк (boat hook)

  • Нож (knife)

  • Огнетушитель (portable fire extinguisher)

  • Пиротехника (Flares)

  • Якорь с канатом (Anchor and line)

  • Носимая УКВ р/станция (hand-held VHF)

  • GPS

ПРАКТИКА НА ШЛЮПКЕ (DINGHY PRACTICAL)

  • Проверки

  • Хождение на веслах и моторе, хождение по компасу

  • Безопасность - наблюдение, в местах купания, скорость в местах стоянок яхт

  • Спуск, подъем, хранение

  • Посадка и высадка пассажиров

  • Швартовка, высадка на берег и спуск с берега

  • Обращение со шлюпкой при ветре и течении