Выбрать курс
10  /  29

Русский Морской Корпус - яхтенная школа и морской клуб.

ПАРУСА И РАБОТА С НИМИ (SAILS AND SAIL HANDLING)

Основные типы парусов

Самым распространенным является бермудское парусное вооружение (Bermuda or Sloop Rig) - с использованием треугольных парусов, ему и посвящена настоящая секция.

018.jpg

Mainsail (грот) - большой парус в корму от мачты, или парус на Boom (гике).

В штормовую погоду вместо Mainsail можно использовать Trysail (трисель). Этот парус очень крепкий- он сделан из толстого материала специально для штормовой погоды.

Headsail (стаксель) - парус, находящийся в нос от мачты. Он крепится к Forestay (штагу).

Headsail может быть разных размеров для оптимальной работы при ветрах разной силы. Например, Jib и Genoa (Генуя) - см. рисунок

029.jpg

Spinnaker (Спинакер) - самый большой парус. Он очень легкий используется при попутных ветрах на курсах Running (фордевинд) и Broad Reach (бакштаг). Углы и шкаторины спинакера называются так же как и у других парусов. Luff - наветренная шкаторина, Leach - подветренная.

019.jpg

Spinnaker может иметь различный дизайн, что определяется формой и расположением цельных кусков материала, из которых сшит парус - вертикальный радиальный, горизонтальный, звездообразный, угловой радиальный. Tri-radial cut (угловой радиальный раскрой) - является наиболее универсальным с хорошими ходовыми и эксплуатационными характеристиками.

020.jpg

Работа с парусами (Sail Handling)

С усилением ветра, безопасно управлять яхтой становится все сложнее, и необходимо уменьшать площадь парусов. Это нужно делать постепенно, чем сильнее ветер - тем меньше должна быть площадь парусов.

Основное правило - уменьшение парусности лучше сделать раньше, чем позже, иначе безопасность судна и команды может быть под угрозой.

На яхте с бермудским парусным вооружением первым шагом в уменьшении парусности может быть замена Genoa 1 на Genoa 2 (см. рисунок). Затем следует взять рифы на Mainsail. Последующие шаги заключаются в замене Headsail вплоть до Jib 4 и последовательном рифлении Mainsail.

Последним шагом будет замена парусов на штормовые - Storm Jib и Trysail.

021.JPG

Конструкция паруса и материалы

Изначально паруса делали из брезента (льна) и хлопка. С развитием искусственных волокон указанные натуральные материалы были вытеснены полиэстером, известным как Dacron. В настоящее время паруса делают из таких материалов как Mylar, Kevlar, Spectra.

Основные преимущества современных материалов это прочность, небольшой вес и способность сохранять форму.

Конструкция паруса зависит от типа паруса и используемого материала.

Углы паруса воспринимают огромные сосредоточенные нагрузки, поэтому их укрепляют особенно тщательно и вставляют Cringles (Кренгельсы) для крепления к парусу такелажа. На больших и штормовых парусах углы дополнительно могут усиливаться металлическими пластинами из листовой стали.

Поскольку шкаторина должна выдерживать значительные нагрузки, ее дополнительно усиливают тонким тросом - булинем. Край шкаторины подворачивают, а булинь вкладывают внутрь и тщательно прошивают. Переднюю шкаторину паруса дополнительно усиливают еще одним тросом - ликтросом. Часто ликуют и нижнюю шкаторину. Штормовые паруса всегда ликуют по всем шкаторинам.

Пузо. Паруса для разных ветров выкраиваются с разной кривизной. Для слабых ветров применяют более пузатые паруса, для сильных - плоские. Пузо достигается с помощью закладок. Закладка представляет собой полоску парусины переменной ширины (от нуля до значения закладки), отрезаемую от кромки полотнища. Чем больше закладка, тем более пузатый парус.

Серповина (или серп). Так называют свободную, то есть не прикрепленную к рангоуту шкаторину треугольного паруса. По правилам измерений яхт площадь паруса принимается равной площади треугольника, проведенного по трем углам. Следовательно, серповина - это "лишняя" площадь, которая добавляет к эффективности паруса несколько лишних процентов. Не удивительно, что парусным мастерам гонщики заказывают парус с наиболее развитой серповиной.

Латкарман представляет собой длинную полость, пришитую к мякоти паруса, почти параллельно нижней шкаторине, и открытую в сторону задней шкаторины. В эти карманы вставляются длинные металлические, деревянные     или пластиковые дощечки, называемые латами. На современных гоночных яхтах латы не только поддерживают серповину задней шкаторины, но и регулируют жесткость паруса, поэтому латкарманы выполняют сквозными, то есть они достигают передней шкаторины.

Рифы служат для оперативного уменьшения площади паруса при посвежевшем ветре. Они представляют собой длинные горизонтальные полоски плотной парусины (риф-банты), пришитые прямо к мякоти паруса. С определенным шагом риф-банты пробиты и усилены люверсами. В люверсы продеты короткие штерты - риф-сезни. Обвязывая риф-сезни вокруг рангоута, уменьшают площадь паруса - берут рифы. Обычно на парусе от двух до четырех рифов.


Spinnaker.gif