Выбрать курс
9  /  29

Русский Морской Корпус - яхтенная школа и морской клуб.

ПАРУСА

Как работают паруса

Просто говоря, парус работает когда его обтекает поток воздуха, создавая силу тяги (по принципу крыла), которая приводит яхту в движение. На парусе возникает сила, имеющая две составляющие - «подъемную» и «боковую». Подъемная сила двигает яхту вперед, боковая является причиной дрейфа. Эти приложенные к парусу силы взаимодействуют с силами, возникающими при движении яхты на подводной части корпуса. Поведение яхты объясняется взаимодействием указанных выше сил.

Стоячий такелаж (Standing rigging) - совокупность судовых снастей, служащая для раскрепления неподвижных элементов рангоута (мачт и т.п.) и передачи тяги парусов корпусу судна. Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным. К стоячему такелажу относятся: ванты (shroud, sidestay), фордуны, бакштаги (backstay), штаги (forestay).

Бегучий такелаж (Running rigging) — все подвижные снасти, с помощью которых производятся работы, связанные с тягой, выбиранием и травлением. В свою очередь, бегучий такелаж разделяется на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов.

Большинство современных яхт имеют Бермудское парусное вооружение (Bermuda Rig or Sloop Rig) - с треугольными парусами.

  • Head (фаловый угол) - верхний угол паруса

  • Tack (галсовый угол) - нижний передний угол паруса

  • Clew (шкотовый угол) - нижний задний угол паруса

  • Luff - передняя шкаторина паруса

  • Leech - задняя шкаторина паруса

  • Foot - нижняя шкаторина паруса

Простейшее парусное вооружение, встречающееся на яхтах, имеет одну Mast (мачту). Парус перед мачтой называется Jib (стаксель), он крепится к штагу (forestay). Второй парус это Mainsail, Main (грот), передней шкаториной (luff) он крепится к мачте, а нижней (foot) - к горизонтальной подвижной балке - Boom (гик). Если Mainsail крепится к Boom не по всей длине Foot (нижней шкаторины), а только за углы, говорят что Mainsail «loose footed».

Jib называется Genoa когда Clew заходит за мачту в сторону кормы. 120% Genoa означает, что 20% паруса заходит за мачту, 150% Genoa - 50% паруса заходит за мачту.

029.jpg

Battens (латы) - ребра жесткости (как правило из пластика), которые вставляются через Leech в специально сшитые на парусе карманы. Battens помогают сохранить парусу оптимальную форму. Они бывают как короткими, так и во всю длину паруса.

028.jpg

Points of Sail (Курс судна относительно ветра) and sailing terms

Points of Sail (Курс судна относительно ветра) - угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна, выражающийся в угловых градусах или румбах. В зависимости от величины этого угла курсы относительно ветра имеют собственные наименования:

In Irons (Левентик) — курс, образующий с направлением ветра угол, близкий к 180 градусам, то есть ветер по отношению к судну дует практически точно спереди. Поскольку парусное судно идти таким курсом не может (ветер будет одинаково обтекать обе стороны паруса, подъемной силы не возникнет, парус будет полоскаться), обычно говорят не «курс», а «положение левентик».

Диапазон курсов относительно ветра, при которых судно не может эффективно двигаться, называется No Go Zone, Dead Area (Мертвая зона).

Следует, помнить, что «ветер дует в компас», то есть его направления даются не по тому, куда ветер дует, а откуда. Это значит, что если курс судна, например, норд и ветер норд, он дует не попутно, а навстречу судну.

Минимальный угол к ветру, при котором большинство яхт может эффективно двигаться, составляет примерно 400 (для современных гоночных яхт этот угол меньше 20°). Для того, чтобы двигаться в направлении откуда дует ветер, парусное судно должно идти зигзагом или лавировать (Tacking, Beating).

Движение судна курсом, близким к минимально возможному углу к ветру, называется Close Hauled (Крутой Бейдевинд). Паруса на таком курсе будут максимально натянуты (sheeted). Для того, чтобы определить такой минимальный угол, рулевой должен медленно изменять курс судна к ветру (head up, приводиться) и смотреть на Jib’s Luff (переднюю шкаторину стакселя); когда она начнет полоскаться (Luffing), нужно немного отвернуть от ветра (bear away, увалиться) и зафиксировать этот курс. Если продолжить heading up (приводиться), паруса заполощутся полностью и судно может остановиться.

030.jpg

Если bear away (увалиться) от Close Hauled, курс относительно ветра станет Close Reach (Полный Бейдевинд). Sheets (Шкоты) парусов следует немного потравить.

Beam Reach (Галфвинд, или полветра) — курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет от 80 до 100 градусов, т.е. на этом курсе ветер дует перпендикулярно ДП. Паруса следует потравить примерно наполовину. Beam Reach - самый комфортный и самый быстрый курс для большинства яхт.

Broad Reach (Бакштаг) — курс по отношению к ветру, дующему сзади-сбоку (from quarter). Шкоты потравлены примерно на 2/3.

Последний курс, когда ветер дует прямо в корму и паруса полностью растравлены - Running or Dead Run (Фордевинд).

Tack (Галс) — сторона движения судна относительно ветра. Есть Port Tack (левый галс) - ветер дует в левый борт и Starboard Tack (правый галс) - ветер дует в правый борт.

Для смены галса необходимо совершить поворот, что можно сделать пересекая линию ветра носом - Tacking (поворот оверштаг) или кормой - Gybing (поворот через фордевинд).

Shackles (скобы) - дугообразные приспособления для соединения или крепления различных элементов такелажа. Существует много различных видов скоб, наиболее распространены скобы с резьбовыми штоками и защелкивающиеся скобы с подвижной дужкой - вертлюжные карабины (snap shackle).

Blocks (блоки) - представляют собой один или несколько шкивов (колесо с жёлобом по окружности), вращающиеся вокруг своей оси. Ось блока помещается в обоймах. Если конец пропустить через несколько блоков, можно получить выигрыш в силе. Блоки, в частности, используются на парусных судах для работы с Main Sheets (гика-шкотами).

Cam cleats, Rope Clutches and Jam Cleats (Стопоры)

Все виды стопоров служат для удержания концов под нагрузкой и имеют возможность быстрой отдачи. Существует большое количество различных видов стопоров:

031.JPG

Mainsheet (гика-шкот) - предназначен для регулирования натяжения и положения Mainsail (грота) относительно ветра.

Mainsheet Traveller (погон гика-шкота) используется для изменения угла Boom (гика) вместе с Mainsheet (гротом) относительно ветра.

Boom topping lift (гика-топенант) - используется для изменения вертикального угла наклона гика.

Winches (лебедки) - механические или электрические устройства, предназначенные для работы с концами, в частности, для увеличения тянущего усилия и фиксации конца под нагрузкой в определенном положении. Как правило, лебедки имеют несколько скоростей, чем ниже скорость вращения барабана - тем больше тянущее усилие. На большинстве ручных лебедок ручка вставляется в устройство барабана сверху, входит в зацепление посредством шестерни в виде звезды и крепится на месте с помощью стопора.

 032.JPG
 

Самостопорящаяся лебедка и последовательность работы с ней



При работе с лебедками необходимо неукоснительно соблюдать технику безопасности! Все украшения, такие как кольца, перстни, браслеты, цепочки и т.п., должны быть сняты. Рекомендуется работать в перчатках. Будьте внимательны, концы под нагрузкой очень опасны и ошибок не прощают!