МЕТЕОРОЛОГИЯ (METEOROLOGY)

Метеорология - наука о строении и свойствах земной атмосферы и совершающихся в ней физических процессах. Значительная часть метеорологов занимается прогнозом погоды. Метеорология - обширный и очень сложный предмет; например, одни из самых мощных компьютеров в мире - это компьютеры разработанные для анализа и прогнозов погоды.

Всем, кто решился выйти в море, крайне необходимо получить прогноз погоды на всю продолжительность предполагаемого рейса. Полученный прогноз подскажет выходить в море или не выходить. Для моряков важно знать направление и скорость ветра, дальность видимости и факторы, влияющие на это - дождь, туман, дымка, морось, и т.д., высоту волны, температуру, давление, вероятность тропических циклонов и ураганов.

Источники информации о погоде (Sources of Weather Information)

Есть много доступных источников информации о погоде, некоторые являются очень общими и могут не давать информацию, которая важна для моряков. Самыми полезными источниками информации о погоде для моряков являются прогнозы морских организаций, например береговой охраны или администрации порта или государственного метеорологического офиса. Список возможных источников указанный ниже не является полным и в зависимости от того, где вы находитесь, могут быть доступными и другие источники:

  1. Интернет

  2. Радио

  3. Газеты

  4. Телевидение

  5. Офисы Марин

  6. Офисы Администрации Порта

  7. Береговая охрана (Coastguard)

  8. Прогнозы погоды через телефонную / мобильную связь (запись прогнозов)

  9. Факсимильные прогнозы через специальные погодные факсы (Weather fax)

Метеорологический Службы

По получении прогноза вы должны принять решение выходить или не выходить в море. Если есть хоть малейшие сомнения - считайте себя ближе к опасности и откладывайте рейс.

Решив выходить в море, вы можете получать обновления прогнозов по радио из офисов береговой охраны, береговых радиостанций или через погодный факс. Вы должны планировать получение обновлений на регулярной основе в течение всего рейса, например два раза в день.

Один из самых важных аспектов прогноза погоды - ваши личные наблюдения, сделанные в вашем месте нахождения и в текущий момент времени. Очень важно постоянно визуально контролировать местные погодные условия.

Типы погоды (Weather Patterns)

Воздушные массы (Air Masses)

Наша погода формируется, главным образом, в слое атмосферы, которую называют тропосферой - нижние 16 км. Тропосфера приводится в движение энергией солнца и вращением Земли. Солнце нагревает поверхность с различной силой, заставляющей более

теплые воздушные массы подниматься выше более холодных. Подъем теплых воздушных масс вызывает горизонтальное перемещение более холодных воздушных масс на освободившееся место. В планетарном масштабе, массы воздуха будут подниматься в экваториальных областях и дрейфовать к полюсам.

002.JPG

Вращение Земли создает то, что называют эффектом Корриолиса, - силы, вызывающие циркуляционное движение воздушных масс. Линейная скорость вращения Земля в разных точках ее поверхности будет различной (на экваторе больше, у полюса - меньше). Чтобы проиллюстрировать это, давайте представим себе человека, стоящего на экваторе, окружность его вращения составит приблизительно 24 000 миль. Чтобы закончить одно вращение через 24 часа, он должен будет двигаться со скоростью приблизительно в 1 000 миль в час. Если мы возьмем другого человека, стоящего приблизительно в 4 милях от Северного полюса, то окружность его вращения составит 24 мили, таким образом его скорость составит только приблизительно 1 милю в час. Теплый воздух, перемещающийся к полюсам от экваториальной области, сохранит свою линейную скорость, которая, например, в Северном полушарии (Northern Hemisphere), заставит теплый воздух сдвигаться вправо. Так как эти воздушные массы будут остывать и опускаться, это будет создавать область высокого давления, что приведет к вращению масс по часовой стрелке (clockwise direction). В Южном полушарии (Southern Hemisphere) сдвиг будет налево, и вращение будет против часовой стрелки (counter clockwise direction). Таким образом, системы высокого давления в Северном полушарии будут вращаться в по часовой стрелке; в Южном полушарии - против часовой стрелки.

Системы низкого давления в Северном полушарии будут вращаться в направлении против часовой стрелки; в Южном полушарии - в направлении по часовой стрелке.

Как вытекает из наименований, полярные массы являются холодными, а тропические теплыми, морские несут влагу, а континентальные будут сухими. Встреча и смешение различных масс в совокупности с воздействием энергии солнца и вызывает то, что мы называем погодой.

Атмосферные фронты (Fronts)

Фронт - места соприкосновения двух воздушных масс, обладающих различными физическими свойствами. Приближение фронта можно распознать по ряду признаков - образование облаков, изменение направления ветра и его силы, изменение видимости и температуры воздуха.

003.JPG

Теплый фронт (Warm Front) - возникает при «наползании» теплой воздушной массы на холодную. Тёплый воздух, перемещаясь в сторону холодного, натекает на клин холодного воздуха и совершает восходящее скольжение вдоль этого клина и динамически охлаждается. На некоторой высоте, определяемой начальным состоянием восходящего воздуха, достигается насыщение - это уровень конденсации. Выше этого уровня в восходящем воздухе происходит облакообразование характерной системы слоистообразных облаков: перисто-слоистые - высоко-слоистые - слоисто-дождевые (Cs-As-Ns). В области теплого фронта, как правило, плохая видимость, туманы, дожди. За теплым фронтом в регион приходит относительно теплая воздушная масса.

Холодный фронт (Cold Front) - когда холодные воздушные массы «вклиниваются» в теплые. Перед фронтом часто наблюдаются осадки, а нередко грозы и шквалы (особенно в тёплое полугодие). Температура воздуха после прохождения фронта падает, причём порой быстро и резко — на 5...10°С и более за 1-2 часа. Точка росы понижается одновременно с температурой воздуха. Видимость, как правило, улучшается, поскольку за холодным фронтом вторгается более чистый и менее влажный воздух из северных широт.

Характер погоды на холодном фронте заметно различается в зависимости от скорости смещения фронта, свойств тёплого воздуха перед фронтом, характера восходящих движений тёплого воздуха над клином холодного.

Фронт окклюзии — это когда теплый и холодный фронты смыкаются - холодный фронт «догоняет» движущийся впереди тёплый фронт и сливается с ним (процесс окклюдирования циклона). С фронтами окклюзии связаны интенсивные осадки, в летнее время — сильные ливни и грозы.

В системе фронта окклюзии взаимодействуют три воздушные массы, из которых тёплая уже не соприкасается с поверхностью Земли. Тёплый воздух в виде воронки постепенно поднимается вверх, а его место занимает холодный воздух, поступающий с боков

Внетропические циклоны (Cyclones)

Циклоническая деятельность - постоянное возникновение, развитие и перемещение в атмосфере мощных атмосферных возмущений (с понижением и повышением давления). Циклон это вихревая система движения воздуха, состоящая из двух или трех разнородных масс воздуха и атмосферных фронтов. Размеры их по горизонтали достигает 1200 миль и более. Давление в центре может достигать 960 мбар (720 мм). Скорость перемещения достигает 30 узлов. Отдельные циклоны нагоняют друг друга и объединяются в общую, обширную и малоподвижную область, которая называется центральным циклоном. Продолжительность его существования может быть больше недели.

Синоптические карты (Synoptic Charts) - наиболее эффективное средство для составления ежедневного синоптического обзора/прогноза; они дают наиболее полное представление о гидрометеообстановке и содержат приземные и высотные фактические/прогностические карты погоды и состояния моря.

Карты погоды составляются в метеоцентрах как фактические (анализ) приземные на основные сроки наблюдения, так и прогностические на 12, 24, 36, 48, 72 часа.

Карты волнения - на фактических/прогностических картах волнения наносятся высоты волн в метрах(футах), направление их движения, а также области максимальных и минимальных высот.

004.jpg

Возьмем, к примеру, приземную синоптическую карту. Этот тип карты наиболее часто используется в средствах массовой информации, на досках объявлений в марине или различных метеосайтах в Интернете. На ней мы видим всем известные символы, к примеру: Н – антициклон, L – циклон, изолинии и также незнакомые символы. В частности, иногда встречаются строчные h и l (речь идет об английских картах, часто циклоны и антициклоны обозначают начальной буквой этих терминов на языке, принятом при составлении карт). Так вот малое h обозначает «отросток», ответвление от области высокого давления, а малое l – такой фронт низкого давления, вокруг центра которого еще нельзя замкнуть изобару.

005.jpg

Изобары – линии на синоптической карте, соединяющие точки с одинаковым атмосферным давлением. Они дают достаточно четкое представление о наличии и силе ветра. Для яхтсмена важно знать следующее: там, где линии расположены плотно друг к другу, разница давлении относительно высока и соответственно есть большой перепад атмосферного давления. Значит, там будет много ветра.

Изолинии, цифровые показатели

Рядом с изолиниями даны цифровые показатели. Они предоставляются метеостанциями, обозначенными на карте кружками. вокруг такого символа-кружка наносятся важные синоптические данные. На ряду со всеми известными – об облачности и ветре – можно увидеть еще множество значков, а так же цифры. К примеру, число рядом со значением температуры слева от символа метеостанции обозначает видимость. В нашем примере этот параметр равен 70. но это число не 70м и не 70км, а 20км. То есть без знания системы кодов разобраться в этой «китайской грамоте» невозможно. Подробные расшифровки можно найти в многочисленной литературе по метеорологии в Интернете.

 Безусловно, для яхтсмена самая важная информация, содержащаяся в синоптической карте, - это данные о ветре. Как правило, это символ в виде флажка со штрихами на конце, показывающими скорость ветра в узлах. Такого рода символика используется на всех видах метеорологических картах.

Совокупность всех представленных вокруг символа метеостанции данных помогает метеорологу найти границы атмосферных фронтов. Как правило, эти линии, как бы исходящие из центра циклона. Ну а чем же полезна синоптическая карта для простого яхтсмена? Ну во-первых, умение правильно прочитать ее уже само по себе приятно. А во-вторых, она дает представление о погодной обстановке в регионе в момент снятия данных, которую знать, безусловно, полезно. Правда, во временном факторе таится подвох. Карта рассказывает о том, какая погода была, пусть и совсем недавно, но все же была. То есть дает не полную метеорологическую картину. Для того чтобы знать полную, нужно «наложить» на карту прогноз. Яхтсмену без него не обойтись.

006.jpg

Карта метеоявлений

В зависимости от способа предоставления, опять же, существуют различные виды прогнозов: тексты, графики, короткие сообщения в формате смс… И тут тоже графические наиболее простые и понятные. В главном информационном ресурсе нашего времени – Интернете – найти их не составляет труда. Это и простые схемы со стрелками – направлениями ветра, представленными в часовых интервалах, и детальные карты прогноза погоды с анимированными символами.

007.jpg

У яхтсменов все большую популярность завоевывают прогнозы погоды, использующие для хранения и передачи данных формат Grib (GRIdded Binary). Для просмотра таких прогнозов необходимо специальное программное обеспечение. Из бесплатных можно посоветовать программу zyGrib. В зависимости от программы данные могут быть представлены по-разному, но направление ветра всегда обозначается флажком, а его скорость – в узлах.

В отличие от синоптической карты погодные данные в таких прогнозах могут быть представлены не только в кодированном виде, но и в виде поясняющих символов. Так, к примеру, солнце на синем фоне означает отсутствие облачности. Иными словами, такие прогнозы просты и доступны для понимания абсолютно всем.

011.jpg

Морской бриз (Sea Breeze)

Морской Бриз — это местный ветер. Его скорость небольшая — до 4 м/с. Бриз дует с суточной периодичностью на побережье морей, больших озёр и некоторых крупных рек. Этот ветер меняет своё направление дважды в сутки, что вызвано неравномерным нагреванием поверхности суши и водоёма. Дневной, или морской бриз, движется с водной поверхности на сушу, а ночной, или береговой — с остывшего побережья к водоёму. Днем солнце нагревает сушу, от суши нагревается и поднимается вверх воздух. Сравнительно холодный воздух, находящийся над морем, устремляется к суше на замену поднимающегося теплого. Таким образом устанавливается местная «циркуляция».

Бриз чаще бывает летом, когда разница температур между сушей и водоёмом достигает наибольших значений. Обычно морские бризы начинаются в полумиле от берега между 10 и

11 часами, достигают своего максимального значения к 14 и прекращаются к 20 часам. Бриз изначально дует со стороны моря на берег, но к концу дня ветер поворачивает вправо и дует почти параллельно берегу.

008.jpg

Морские бризы распространены при погоде, ассоциируемой с системами высокого давления. Морской бриз может изменять направление и силу ветра, связанного с изобарами преобладающей погодной системы. Морской бриз не будет развиваться, если градиентный ветер равен 25 узлам или больше. Если морской бриз и градиентный ветер находятся в оппозиции, то они могут уравновесить друг друга, порождая штиль. Морские бризы редко простираются больше чем на 10 миль от берега и наибольшей силы достигают около побережья.

Береговой бриз (Land Breeze)

Ночью берег остывает и остывший воздух перетекает в сторону моря, где воздушная масса более теплая.

Нагреваясь при контакте с относительно теплой водой, воздух поднимается вверх и возвращается обратно на берег, осуществляя таким образом циркуляцию. Береговой бриз не такой сильный как морской и не ощущается так сильно как морской.

009.jpg

Катабатическиие ветеры (Katabatic Winds)

Их также называют падающими — плотный и холодный воздушный поток, направленный вниз по склонам земной поверхности (с горных перевалов и вершин), а также нисходящие струи холодного воздуха в кучево-дождевых облаках.

Не все ветра, дующие вниз по склону, являются катабатическими. Например, такие ветра, как фён, чинук или бергвинд, являются ветрами дождевых теней, где при подъёме с наветренной стороны горного хребта воздух теряет влагу и спускается с подветренной стороны сухим и тёплым. Катабатический же ветер приносит к подножию гор похолодание, которое не компенсируется адиабатическим нагреванием при опускании воздушных масс. Катабатические ветра могут достигать ураганных скоростей — в сухих долинах Мак-Мёрдо они разгоняются до 320 км/ч.

Падающие ветра известны во многих горных странах и побережьях. В Норвегии такой ветер называется эльвегуст, в Рио-де-Жанейро — терре-альтос, в Японии — ороси, на юге Калифорнии — ветер Санта-Ана. Наиболее чётко выраженными являются бора, ледниковый ветер, стоковый ветер, мистраль и другие.

Образование катабатических ветров объясняется охлаждением воздуха на горных плато, вершинах, ледниках или даже холмах. Поскольку плотность воздуха увеличивается с понижением его температуры, сила тяжести увлекает его вниз по склону. Спускаясь, ветер адиабатически нагревается, причём конечная температура зависит от региона истока и высоты спуска. Например, ветер Санта-Ана к моменту достижения морского побережья может стать горячим, а в Антарктиде стоковый ветер всегда очень холодный.

Анабатическиие ветеры (Anabatic Winds)

Возникают при нагреве воздушных масс у подножия гор и холмов и подъеме их вверх по склонам. Эти ветры более полезны для парапланеристов, чем для моряков.

003.jpg

Облака

Облака — видимые на небе взвешенные в атмосфере продукты конденсации водяного пара,.

Облака состоят из мельчайших капель воды и/или кристаллов льда (называемых облачными элементами). Капельные облачные элементы наблюдаются при температуре воздуха в облаке выше -10 °C; от -10 до -15 °C облака имеют смешанный состав (капли и кристаллы), а при температуре в облаке ниже -15°С — кристаллические.

При укрупнении облачных элементов и возрастании их скорости падения, они выпадают из облаков в виде осадков. Как правило, осадки выпадают из облаков, которые хотя бы в некотором слое имеют смешанный состав (кучево-дождевые, слоисто¬дождевые, высоко-слоистые). Слабые моросящие осадки (в виде мороси, снежных зёрен или слабого мелкого снега) могут выпадать из однородных по составу облаков (капельных или кристаллических) — слоистых, слоисто-кучевых.

Обычно облака наблюдаются в тропосфере. Тропосферные облака подразделяются на виды, разновидности и по дополнительным признакам в соответствии с международной классификацией облаков. Изредка наблюдаются другие виды облаков: перламутровые облака (на высоте 20-25 км) и серебристые облака (на высоте 70-80 км).

014.png


Классификация облаков

Перистые (Cirrus, Ci) - Состоят из отдельных перистообразных элементов в виде тонких белых нитей или белых (или в большей части белых) клочьев и вытянутых гряд. Имеют волокнистую структуру и/или шелковистый блеск. Данные облака характерны для переднего края облачной системы теплого фронта или фронта окклюзии, связанной с восходящим скольжением. Они часто развиваются также в антициклонической обстановке, иногда являются частями или остатками ледяных вершин (наковален) кучево-дождевых облаков.

015.jpg

Иногда к этому роду облаков, наряду с описанными облаками, относят также перисто¬слоистые и перисто-кучевые облака.

Перисто-кучевые (Cirrocumulus, Cc) - их часто называют «барашки» - очень высокие небольшие шаровидные облака, вытянутые в линии. Похожи на спины скумбрий или рябь на прибрежном песке. Являются признаком повышения температуры. Нередко наблюдаются вместе с перистыми или перисто-слоистыми облаками. Часто являются предшественниками шторма. При этих облаках наблюдается т. н. «иридизация» — радужное окрашивание края облаков.

016.jpg

Перисто-слоистые (Cirrostratus, Cs) облака выглядят с земли, как огромный круг.

017.jpg

Парусоподобные облака верхнего яруса, состоящие из кристалликов льда. Имеют вид однородной, белесоватой пелены. Перисто-слоистые облака относительно прозрачны, так что солнце или луна могут быть отчётливо видны сквозь них. Перисто-слоистые облака характеризуются тем, что часто дают явления гало вокруг солнца или луны. Перисто-слоистые облака, однако, имеют склонность уплотняться при приближении теплого фронта, что означает увеличение образования кристаллов льда. Вследствие этого гало постепенно исчезает, и солнце (или луна) становятся менее заметными.

Высоко-кучевые (Altocumulus, Ac) — типичная облачность для теплого сезона. Серые,белые, или синеватого цвета облака в виде волн и гряд, состоящих из хлопьев и пластин, разделённых просветами. Располагаются, как правило, над склонами, обращёнными к солнцу. Иногда достигают стадии мощных кучевых облаков. Высококучевые облака обычно возникают в результате поднятия теплых воздушных масс, а также при наступлении холодного фронта, который вытесняет теплый воздух вверх.

018.jpg

 Поэтому наличие высококучевых облаков теплым и влажным летним утром часто предвещает скорое появление грозовых облаков или перемену погоды.

Высоко-слоистые (Altostratus, As) имеют вид однородной или слабовыраженной волнистой пелены серого или синеватого цвета, солнце и луна, обычно, просвечивают, но слабо. Эти облака состоят из ледяных кристаллов, переохлажденных капель воды и снежинок.

019.jpg

Высоко-слоистые облака могут приносить обложной дождь или снег.

Слоисто-дождевые (Nimbostratus, Ns) облака тёмно¬серые, в виде сплошного слоя. При осадках он кажется однородным, в перерывах между выпадением осадков заметна некая неоднородность и даже некоторая волнистость слоя.

020.jpg

От слоистых облаков отличаются более тёмным и синеватым цветом, неоднородностью строения и наличием обложных осадков.

Слоистые (Stratus, St) облака образуют однородный слой, сходный с туманом, но расположенном на высоте в сотни или даже десятки метров. Обычно они закрывают всё небо, но иногда могут наблюдаться в виде разорванных облачных масс. Нижний край этих облаков может опускаться очень низко; иногда они сливаются с наземным туманом. Толщина их невелика — десятки и сотни метров.

021.JPG

Слоисто-кучевые (Stratocumulus, Sc) - серые облака, состоящие из крупных гряд, волн, пластин, разделенных просветами или сливающимися в сплошной серый волнистый покров. Состоят преимущественно из капель воды. Толщина слоя от 200 до 800 м. Солнце и луна могут просвечивать только сквозь тонкие края облаков. Осадки, как правило, не выпадают. Из слоисто-кучевых не просвечивающих облаков могут выпадать слабые непродолжительные осадки.

022.jpg

Кучевые облака (Cumulus, Cu) — плотные, днём ярко¬белые облака со значительным вертикальным развитием (до 5;км и более). Верхние части кучевых облаков имеют вид куполов или башен с округлыми очертаниями.

023.jpg

Обычно кучевые облака возникают как облака конвекции в холодных воздушных массах. Кучево-дождевые (Cumulonimbus, Cb) — мощные и плотные облака с сильным вертикальным развитием (до высоты 14 км), дающие обильные ливневые осадки с мощным градом и грозовыми явлениями. Кучево-дождевые облака/тучи развиваются из мощных кучевых облаков. Они могут образовывать линию, которая называется линией шквалов. Нижние уровни кучево-дождевых облаков состоят в основном из капелек воды, в то время как на более высоких уровнях, где температуры намного ниже 0 °C, преобладают кристаллики льда.

013.jpg

Туман (Fog)

Туман — форма конденсации паров воды в виде микроскопических капель или ледяных кристаллов, которые, собираясь в приземном слое атмосферы (иногда до нескольких сотен метров), делают воздух менее прозрачным.

Образование туманов начинается с конденсации или сублимации водяного пара на ядрах конденсации — жидких или твёрдых частицах, взвешенных в атмосфере. Туманы из водных капель наблюдаются главным образом при температурах воздуха выше -20 °C. При температуре ниже -20 °C преобладают ледяные туманы.

Самое большое количество туманных дней на уровне моря — в среднем более 120 в году — наблюдается на канадском острове Ньюфаундленд в Атлантическом океане.

По способу возникновения туманы делятся на два вида:

  • Туманы охлаждения — образуются из-за конденсации водяного пара при охлаждении воздуха ниже точки росы.

  • Туманы испарения — являются испарениями с более тёплой испаряющей поверхности в холодный воздух над водоёмами и влажными участками суши.

Туманы также принято разделять на несколько типов:

Радиационные туманы (Radiation fog) — туманы, которые появляются в результате охлаждения земной поверхности и массы влажного приземного воздуха до точки росы. Обычно радиационный туман возникает ночью в условиях антициклона при безоблачной погоде и лёгком бризе. Часто радиационный туман возникает в условиях температурной инверсии, препятствующей подъёму воздушной массы. После восхода солнца радиационные туманы обычно быстро рассеиваются. Однако в холодное время года в устойчивых антициклонах они могут сохраняться и днём, иногда много суток подряд.

Адвективные туманы (Advection Fog) — образуются вследствие охлаждения тёплого влажного воздуха при его движении над более холодной поверхностью суши или воды. Эти туманы могут развиваться как над морем, так и над сушей и охватывать огромные пространства, в отдельных случаях до сотен тысяч км. Адвективные туманы обычно бывают при пасмурной погоде и чаще всего в тёплых секторах циклонов. Адвективные туманы более устойчивы, чем радиационные, и часто не рассеиваются днём.

Морской туман — адвективный туман, возникший над морем в ходе переноса холодного воздуха на тёплую воду. Этот туман является туманом испарения.

Фронтальные (Frontal) — образующиеся на границах атмосферных фронтов. Фронтальные туманы образуются вблизи атмосферных фронтов и перемещаются вместе с ними. Насыщение воздуха водяным паром происходит вследствие испарения осадков, выпадающих в зоне фронта. Некоторую роль в усилении туманов перед фронтами играет наблюдающееся здесь падение атмосферного давления, которое создаёт небольшое адиабатическое понижение температуры воздуха.

Дымка — очень слабый туман. При дымке дальность видимости составляет несколько километров. В практике метеорологического прогнозирования считается: дымка — видимость более/равна 1000 м, но менее 10 км, а туман — видимость менее 1000 м. Сильным туман считается при видимости менее или равной 500 м.

Тропические циклоны (Tropical Cyclone, Hurricanes, Typhoons)

Тропические циклоны также часто называют ураганами (hurricane), по имени индейского бога ветра Huracan. Такое название особенно распространено в Северной и Южной Америке. Принято считать, что шторм переходит в ураган при скорости ветра более 120 км/час.

В мире ежегодно наблюдается около 80 тропических циклонов.

Тропические циклоны выделены в отдельную группу, так как они отличаются от прочих внетропических циклонов своим возникновением, развитием и некоторыми особенностями структуры.

Обычно тропические циклоны имеют небольшой (по сравнению с другими циклонами) размер, составляющий около 200-300 километров в диаметре, в то же время давление в центре циклона опускается до 950 мбар (а иногда и до 900 мбар), оба эти фактора обеспечивают очень большие барические градиенты. Скорость ветра в спиральных завихрениях воздуха достигает 240-320 км/ч и более. В штилевом центре, «глазе» циклона находится тёплый воздух, который опускается(!) к поверхности земли (или воды). Размеры такого глаза в поперечнике могут быть от 6,5 до 48 км. Наличие в центре тёплого воздуха способствует понижению атмосферного давления у поверхности. Тёплый влажный воздух закручивается спиралью вокруг "глаза". Конденсация вызывает образование кучево-дождевых облаков, сопровождаемое выделением тепла, что в свою очередь усиливает спиральное восхождение воздуха вокруг центра циклона.

В нижних слоях воздушные массы втекают внутрь циклона, в высоких слоях эта конвергенция (сходимость) поля ветра перекрывается ещё более сильной дивергенцией (расходимостью). Это приводит к сильному восходящему движению воздуха во всей области циклона и к развитию мощной облачной системы с обильными ливневыми осадками и грозами. Признаком приближения урагана/тайфуна является появление зыби, идущей не от того(!) направления, от которого дул (направление) или дует ветер.

Почти все тайфуны формируются в области до 30° от экватора, причем 87% всех тайфунов формируются в области до 20° от него. Так как вращение тропических циклонов инициируется и поддерживается за счет силы Кориолиса, то циклоны почти никогда не возникают и не перемещаются в области 10° от экватора, где сила Кориолиса слаба. Возникновение тропических циклонов в этой области возможно только если имеются другие факторы вызывающие вращение, однако такие условия очень редки и вероятность возникновения тропического циклона в этих широтах оценивается как менее чем один циклон в течение века.

Тропические циклоны возникают обычно в следующих районах:

северное полушарие: Тихий океан к востоку от Филиппин и Южно-Китайское море, Тихий океан к западу от Калифорнии и Мексики, Атлантический океан к востоку от Больших Антильских островов, Бенгальский залив и Аравийское море.

южное полушарие: Тихий океан к востоку от Новой Гвинеи, Индийский океан к востоку от Мадагаскара и к северо-западу от Австралии.

Тропическая Волна или Волнение (Tropical Wave or Disturbance) - группа облаков и/или гроз без организованного обращения (циркуляции).

Тропическая Депрессия Tropical Depression) - организованная тропическая система низкого давления с длительными ветрами со скоростью менее чем 35 узлов.

Тропический Шторм (Tropical Storm) - система сильных гроз с определенным обращением и ветрами 35 - 63 узлов. Тропические Штормы могут быстро развиться в ураганы. Штормы получают имена, когда они достигают силы Тропического Шторма.

Ураган (Hurricane) - при ветре более 64 узлов Тропический шторм называют ураганом. Штормовая Волна (Storm surge) - большая стена воды, порождаемая ураганом, двигается через океан. Волна может произвести наводнение до 20 футов глубиной и может затронуть больше чем 100 миль береговой линии.



 Модуль 04 Метеорология | Описание курса | Модуль 05 Компас и Карты