Выбрать курс
16  /  29

Русский Морской Корпус - яхтенная школа и морской клуб.

НАВИГАЦИОННОЕ ОГРАЖДЕНИЕ (BUOYAGE)

Лоция (Pilotage)

Лоция, как предмет, представляет собой часть науки судовождения, в которой рассматриваются вопросы выбора морского пути и навигационного обеспечения судовождения в прибрежных и в сравнительно (с открытым морем) стесненных условиях, а также морские опасности и средства оборудования морских путей. В лоции судоводитель полагается больше на визуальные ориентиры, чем на прокладку на карте, то есть место судна постоянно контролируется по буям, знакам и береговым ориентирам.

Лоциями (Pilot Books and Sailing Directions) называются и специальные книги, служащие руководством для плавания, в которых приведена подробная навигационная и гидрометеорологическая характеристика океанов, морей и их частей (заливов, проливов). В лоциях содержится подробная информация по обеспечению безопасности мореплавания при плавании в прибрежных зонах, в узкостях, каналах и т.п., а также различные местные правила.

Морские Альманахи (Nautical Almanacs)

Это сборники, содержащие, обычно, информацию о гаванях, навигационном оборудовании, приливах и другую навигационную информацию. Существуют альманахи для сравнительно небольших районов и большие национальные издания как, например REEDS (USA) и BROWN’S (UK).

Планирование захода/выхода в порт (Pilotage Plans)

Планирование выхода легче, чем планирование захода, так как у вас есть определенная точка отхода. При заходе в порт (марину), необходимо определить точку, от которой начнется планирование захода. Следующие рекомендации должны соблюдаться при планировании захода/выхода в порт (марину):

  • проложить на карте планируемый маршрут, он должен проходить в пределах видимости навигационных и иных приметных ориентиров

  • проверить критичность глубин по маршруту, если глубины критичны - выписать информацию о приливах на планируемое время прохода

  • изучить информацию о правилах плавания в порту (марине), какие каналы УКВ (VHF) используются для контроля движения судов

  • во время следования по запланированному маршруту избегать соблазна «срезать» углы, четко следовать по проложенному пути и проверять место судна по всем приметным ориентирам, не спешить, при необходимости можно остановить судно, если это не создаст опасности для вашего и других судов

  • просматривайте вперед ваш маршрут на карте для того, чтобы заранее определить следующие ориентиры и при их появлении проверять правильность пути следования

  • использовать эхолот для контроля глубин, при возможности установить сигнализацию критических глубин

  • поставьте рулевого, убедитесь что все команды ему однозначно понятны, команды о направлении движения сопровождайте указанием компасного курса, это позволит избежать ошибок

  • не упускайте из вида последний пройденный ориентир, он может пригодиться в случае возникновения каких-либо сомнений по поводу следующих ориентиров или места судна

  • никогда не стесняйтесь снизить скорость или остановиться или даже вернуться в последнюю точку определения места судна, поручите членам команды держать судно в текущем месте до тех пор, пока вы не решите возникшую проблему

  • ваш план захода/выхода в порт будет частью плана всего перехода (Passage Plan)

Правила Предупреждения Столкновений Судов (International Regulations for Prevention Collisions at Sea), 1972. Они включают и системы навигационного ограждения, которые описаны ниже.

Система ограждения международной ассоциации маячных служб МАМС (IALA)

Система включает плавучие знаки пяти типов:

  1. латеральные;

  2. кардинальные;

  3. ограждающие отдельные опасности;

  4. обозначающие начальные точки и ось фарватера (канала) и середину прохода (осевые);

  5. специального назначения.

Мировой океан разделен на два региона: регион А(Region A) и регион Б (Region B), которые отличаются принципом использования красного и зеленого цветов для ограждения сторон фарватера латеральными знаками.

021.JPG

Страны, принявшие красный цвет окраски средств навигационного оборудования (СНО) с левой стороны фарватера, относятся к региону А; страны, принявшие зеленый цвет окраски СНО с левой стороны фарватера,— к региону Б.

При этом направление фарватера в обоих регионах считается с моря, а в отдельных случаях оговаривается специально.

Латеральные знаки (Lateral Marks) - знаки левой и правой стороны, выставляются по принципу ограждения сторон фарватера.

Стороны ограждаются буями или вехами. На корпусах буев могут наноситься цифры или буквы. Нумерация буев по возрастающей величине или обозначение буквами в алфавитной последовательности ведется со стороны моря.

В местах разделения фарватеров для обозначения основного (предпочтительного) фарватера используются видоизмененные латеральные знаки. В регионе А на латеральных знаках, выставляемых на левой и правой сторонах фарватера, зажигаются соответственно красные и зеленые огни. В регионе Б на латеральных знаках, выставляемых на левой и правой сторонах фарватера, зажигаются соответственно зеленые и красные огни.

Literal AN.gif

Знаки, ограждающие отдельные опасности незначительных размеров (Isolated Danger Marks), выставляются непосредственно над опасностью и могут быть обойдены с любой стороны. Знаки, ограждающие отдельные опасности, окрашены в черный цвет с одной или несколькими красными горизонтальными полосами. Топовая фигура имеет вид двух черных шаров, расположенных один над другим. Характер огня — проблесковый (2 Пр), цвет огня - белый.

Literal BN.gif

Осевые знаки, или знаки чистой воды (Safe Water Marks), служат для обозначения оси фарватера или в качестве подходных. Они представляют собой буи сферической или столбовидной формы и вехи с топовой фигурой в виде красного шара. Эти знаки являются единственным типом знаков, которые окрашены вертикальными полосами (красными или белыми).

На знаках могут зажигаться белые огни с характером: Изо — изофазный, Зтм — затмевающийся, ДлПр — длительно-проблесковый; Мо (А) (• —) — буква А по азбуке Морзе.

Знаки специального назначения (Special Marks) предназначены для обозначения специальных районов или объектов, показанных на картах или описанных в других навигационных документах, например знаки, ограждающие районы свалки грунта, подводные кабели и трубопроводы, обозначающие районы военных учений и зоны отдыха и другие подобные районы.

Caution.gif

Знаки специального назначения имеют желтую окраску. На знаках может устанавливаться топовая фигура в виде желтого косого креста. Сами знаки могут иметь любую форму. На знаках зажигаются желтые огни, характеристика которых (Пр). На корпусе буев специального назначения могут наноситься цифры или буквы, позволяющие определить их назначение.

Кардинальные знаки (Cardinal Marks) выставляются по принципу ограждения навигационных опасностей относительно стран света и обозначают сторону, с какой следует обходить ограждаемую опасность. С этой целью горизонт вокруг Навигационной опасности условно делится на секторы: северный N — между румбами NW и NE, восточный Е — между румбами NE и SE, южный S — между румбами SE и SW и западный — между румбами SW и NW.

Кардинальные знаки выставляются в одном, нескольких или во всех секторах и по их наименованию подразделяются на северные, восточные, южные и западные. Буи и вехи выставляются: северные к N. восточные к Е, южные к S, западные к W от опасности. Для кардинальных знаков определенная форма не установлена, но, как правило, они представляют собой столбовидные буи и вехи.

Топовая фигура на кардинальных знаках имеет вид двух черных конусов. Вид и окраска кардинальных знаков и характеристика их огней показаны на рисунке. Кардинальные знаки имеют особую систему проблесковых огней с характером — очень частый ОЧ(VQ) (100 или 120 проблесков в минуту) или частый Ч (Q) (50 или 60 проблесков в минуту). Цвет огня кардинальных знаков белый. Число частых или очень частых проблесков 3; 6 или 9, установленное для кардинальных знаков, избрано для облегчения их запоминания с учетом того, что расположение знаков относительно опасности и число проблесков ассоциируется с расположением соответствующих цифр на циферблате часов.

Danger.gif

Длительный проблеск (LFl) продолжительностью не менее 2 с для огней южных кардинальных знаков установлен с целью отличия их от огней, имеющих 3 или 9 очень частых или частых проблесков. Северный — VQ или Q. Восточный — VQ(3) или Q(3) — три очень частых или частых проблеска с последующей темнотой. Южный —VQ(6) LFl или Q(6) LFl —шесть очень частых или частых проблесков с последующим длительным проблеском продолжительностью не менее 2 с, за которым следует темнота. Западный — VQ(9) или Q(9) —девять очень частых или частых проблесков с последующей темнотой.