МОРСКИЕ КАРТЫ

Для эффективной работы штурману не требуется дорогое оборудование.

В основном требуется следующее:

Карандаши (Pencils) - при работе с морскими картами нужно использовать мягкие 2B карандаши, это важно для того чтобы не повреждать поверхность карты и легко вытирать написанное. Автоматические карандаши можно использовать, они не требуют заточки.

Параллельная линейка (Parallel Rules) - используется для прокладки курсов, пеленгов, линий положения и т.д. от навигационного треугольника или картушки (розы компаса) изображенной на карте.

Навигационный треугольник - используется для прокладки курсов, пеленгов, линий положения и т.д.

Измеритель (Dividers) - используется для измерения расстояний (в морских милях от шкалы широты).

Бретонский прокладчик (Breton Type Plotter) - предпочтительный инструмент, включает круглый транспортир, установленный на прямоугольной основе. Содержит насечки в виде решетки для легкого выравнивания относительно сетки карты. Прямоугольная часть используется как линейка. Бретонский прокладчик может использоваться независимо от картушки (розы компаса) изображенной на карте, на столе любого размера, его ошибка примерно около 1°.

001.jpg

Записная книжка, точилка, стирательная резинка.    

С использованием карты, параллельной линейки или Бретонского прокладчика и измерителя, могут быть решены основные навигационные задачи - определить положение (широта и долгота) любой точки на карте, нанести точку на карту, широта и долгота которой известны, проложить курс, пеленг и другие линии положения, измерить или проложить дистанцию (расстояние).

002.jpg

Морские карты (charts)

Морские карты содержат изображение береговой лини, глубины, объекты в/на и под водой и включают много другой полезной информации. Они предназначены, прежде всего, для использования моряками в планировании маршрута, управлении судном и навигации, а также для получения информации о глубинах, навигационных опасностях, средствах навигации, каналах, якорных стоянках, гаванях, приливах, течениях, магнитном склонении и др. Многие морские страны издают морские карты, которые распространяются через специализированных поставщиков (ГУНиО в России, British Admiralty в Великобритании). В дополнение к картам существует много других пособий, необходимых для штурмана.

Карта

Масштаб

Масштаб карты важен, так как от него зависит насколько детальна отображаемая информация. Крупномасштабные карты используются когда требуется детальная информация, например планы порта захода. Мелкомасштабные карты используются когда подробная информация не имеет значения, но необходимо отобразить большой район плавания. С увеличением масштаба на карте отображается более подробная информация, поэтому, в общем случае, рекомендуется использовать, из имеющихся, карты с наибольшим масштабом.

Дистанции (расстояния) на морской карте измеряются с использованием вертикальной шкалы широты, причем одна минута широты равна одной морской миле (nautical mile).

m.gif

Высоты и глубины

В США применяется империальная система измерений, а не метрическая. Глубины на картах представлены в футах или саженях (feet or fathoms, 1 fathom = 6 feet), высоты объектов - в футах. Американские карты на верхнем/нижнем полях помечены: “SOUNDINGS IN FATHOMS”.

Европейские и иные карты, как правило, составлены с использованием метрической системы. Они на полях помечаются: “SOUNDINGS IN METERS”.

Особые Замечания и Предупреждения

Особые Замечания и Предупреждения печатаются на свободном месте на карте, они несут определенную важную информацию о районе, отображенном на карте. Для обеспечения безопасности, штурман обязан ознакомиться с содержанием всех Замечаний и Предупреждений, содержащихся на картах маршрута следования.

006.jpg

Север / Картушка (роза) компаса (Compass Rose)

Истинный север (True North) всегда вверху карты, а истинный юг (true south) - всегда внизу. Это правило может не соблюдаться на специальных картах и атласах (например, атлас реки, при плавании ориентация по северу нерациональна, штурман ориентируется по берегам и навигационным знакам).

Картушка (роза) компаса нанесена на карту в нескольких местах, ее внешнее кольцо отображает истинные (true) направления от 000° до 359°, внутреннее кольцо - магнитные (magnetic) направления от 000° до 359°.

Разница между истинным и магнитным направлениями является склонением (variation) на момент публикации карты.

004.JPG

В середине картушки (розы) компаса, изображенной на карте, указано значение склонения на момент публикации карты и годовое изменение.

Ромбы приливов (Tidal Diamonds)

Ромбы приливов это символы на картах Британского Адмиралтейства (British Admiralty charts, сокращенно BA charts), которые обозначают направление и скорость приливо-отливных течений (direction and speed of tidal streams). Эти символы состоят из ромба и буквы латинского алфавита, все фиолетового цвета. На свободном месте карты изображаются таблицы, в которых указана подробная информация о приливо-отливных течениях в точках, где изображены ромбы с соответствующими буквами.

003.JPG

Условные обозначения на морских картах

NP 5011 (UK) или карта No 1 (USA) - эти пособия содержат условные обозначения, применяемые на соответствующих морских картах. По возможности условное изображение на карте соответствует изображаемому предмету (например, символ церкви выглядит как церковь).

005.JPG

Информация на картах

Название и номер - присваивается карте в соответствии с изображенным районом, например Falmouth to Plymouth, English Channel, New York Harbour, Port Everglades.

Масштаб - например, 1 : 200 000 at lat 50° 00’ N

Глубины - в саженях/футах или метрах

Предупреждения - обращают внимание пользователя на навигационные инструкции и опасности, такие как: системы разделения движения судов, районы ограниченного плавания, районы учебных стрельб, исторические затопленные суда, точки радоидокладов и т.п.

ВСЕГДА ЧИТАЙТЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПЕРЕД ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТЫ!

Цвета и уровни

На морских картах суша обозначается желтым цветом, высоты на суше - в скобках;, осыхающие объекты (те, которые во время отлива над водой и во время прилива под водой) обозначаются зеленым цветом, осыхающие высоты - подчеркнуты; районы покрытые водой - голубого или белого цвета, цифрами на них обозначаются глубины.

007.JPG

Все высоты и глубины измеряются от «нуля глубин» (chart datum = C.D. или lowest astronomical tide = LAT).

Широта (Latitude)

Воображаемые линии на поверхности Земли, идущие с запада на восток, называются параллелями широты (parallels of latitude). Широта измеряется в градусах от нуля на экваторе до 90° на северном и южном полюсах.

Долгота (Longitude)

Воображаемые линии, идущие от северного полюса до южного, называются меридианами долготы

(meridians of longitude). Долгота измеряется в градусах к западу или востоку (от 0° до 180°) от нулевого меридиана (prime meridian), проходящего через Гринвичскую обсерваторию (Old Royal Observatory in Greenwich, England). Нулевой меридиан часто называют Гринвичским.

008.jpg

Направления

В навигации существует необходимость измерения и выражения направлений для обозначения курса судна (CTS = course to steer), чтобы попасть из одной точки на земной поверхности в другую, а также для определения пеленгов (bearings) на различные объекты. Направления измеряются как углы в градусах от 000° (истинный север = True North) по часовой стрелке (через запад, юг, восток и обратно к северу) до 360°.

Место судна может быть определено по ориентиру на карте с помощью пеленга и дистанции (bearing and distance).

Время

В морской практике используется 24-часовой формат времени. Сутки начинаются в 0000 полночь (midnight) и заканчиваются в 2400, тоже полночь. При написании времени используется всегда четыре цифры без каких-либо разделителей, например 0520 - ‘Oh five twenty’. При общении не используйте слово ‘hours’ после цифр обозначающих время, так 1520 нужно произносить ‘fifteen twenty’, а не ‘fifteen twenty hours’.

Дистанция (расстояние)

Дистанция измеряется в морских милях (nautical mile). Одна морская миля равна 1852 м. Одна морская миля равна 1,1 американской сухопутной мили (statute mile). Морская миля состоит из 10 кабельтовых (cables).

Для измерения расстояний на карте используйте шкалу широты, никогда не используйте шкалу долготы, так как это может привести к значительным ошибкам.

При переходе с одной карты на другую, имейте в виду, что новая карта может иметь другой масштаб, будьте внимательны при прокладывании расстояний на новой карте.

Скорость

Скорость измеряется в узлах. Один узел это одна морская миля в час. Выражение «узел в час» неверно потому что бессмысленно. Нужно говорить «скорость яхты 5 узлов».

Счисление (Dead Reckoning Position; Deduced Reckoning = DR)

Из-за отсутствия в зоне видимости ориентиров, не всегда представляется возможным определять место судна с необходимой регулярностью. В таком случае приблизительное место судна определяется по счислению - с использованием курса судна (course steered) и пройденного расстояния (distance traveled). Точка, поставленная на карту по счислению обозначается засечкой на линии курса (в американской системе - точкой на линии курса и полукругом), около точки делается запись судовое время / отсчет лага (log reading).

Счисление начинается из достоверной точки (определенной надежным способом). Курс судна, приведенный к истинному (true course), прокладывается на карте. Пройденное расстояние, по показаниям лага, откладывается по линии истинного курса.

Точность счислимого места невелика и зависит от сноса, дрейфа, точности лага и точности удержания судна на курсе.

Линия положения = ЛП (Position Line = LOP)

Линия положения это линия, проложенная на карте, на которой находится место судна. Сама по себе одна ЛП не может дать место судна, но проложенная на карте она может показать насколько близко или далеко судно находится от определенной опасности.

Определение места судна = ОМС (Fix)

Для ОМС необходимо две или более ЛП. Место судна находится на пересечении ЛП, полученных одновременно. Для повышения точности ОМС, по возможности, нужно использовать три ЛП.

ОМС по двум пеленгам

На карте прокладываются два пеленга на разные объекты, снятые одновременно. На пересечении пеленгов получается место судна. Для обеспечения приемлемой точности ОМС, угол между пеленгами должен быть более 30°, по возможности ближе к 90°.

011.jpg

Изобаты (depth contours)

Изобаты (линии равных глубин) на карте могут быть использованы для ОМС. По сути, изобата может служить ЛП. Судно находится на изобате в момент, когда эхолот показывает отсчет, соответствующий изобате. Поправки на осадку судна и высоту прилива должны приниматься во внимание.

012.jpg

ОМС по крюйс-ЛП (Running fix) и приблизительное ОМС (Estimated position=EP)

Иногда невозможно получить более чем одну ЛП одновременно. В таком случае место судна определяется с использованием разновременных ЛП - крюйс-ЛП (running fix), например крюйс-пеленг.

Определение приблизительного места судна (Estimated position = EP) базируется на любой неполной доступной навигационной информации, например: одна ЛП, изобата либо серия измерений глубин, наблюдаемая окружающая обстановка.

Как пример, на рисунке изображено определение приблизительного места судна с использованием одного пеленга и счисления. Это сделано путем прокладки линии перпендикулярной пеленгу из счислимого места судна.

Судовой журнал (Log Book)

Существуют установленные процедуры и форматы ведения прокладки на картах и записей событий и навигационной информации в судовом журнале.

В судовом журнале записывают информацию, на основании которой на карте проложено счисление (DR), приблизительное место судна (EP) и место судна МС (fix). Кроме того, в журнале фиксируется информация о погоде, состоянии моря, давлении, видимости, моточасах и режиме работы главного двигателя и другая важная информация. В большинстве яхтенных магазинов можно приобрести судовые журналы различных форматов, использование какого- либо из форматов отдается на усмотрение капитана, если государством флага или собственником яхты не предписано иное. Любой судовой журнал должен содержать, как минимум, следующую информацию:

  • время

  • отсчет лага

  • курс

  • давление

  • направление и сила ветра

  • МС широта/долгота

  • комментарии

Указанные данные должны фиксироваться в судовом журнале не реже одного раза за вахту - при передаче вахт.

Условные обозначения прокладки (chart work symbols)

Условные обозначения, применяемые на прокладках, указаны на рисунке. Обозначения, применяемые в США, отличаются от общепринятых международных.

Истинный курс (Course to Steer = CTS, True Course) - направление в котором должно двигаться судно для того, чтобы попасть в точку назначения. Это угол между направлением на север (North) и направлением в точку назначения. Курс прокладывается на карте.

Дрейф (Leeway) - смещение судна с линии курса под влиянием ветра. Дрейф может быть значительным, особенно для парусных судов.

Снос - смещение судна с линии курса под влиянием течения. Характеризуется направлением течения (Set=SET) и скоростью течения (Drift=DFT).

Компасный курс (Heading) - направление диаметральной плоскости судна (centerline), отображается судовым компасом.

Путь судна (Course made good = CMG, Course over Ground = COG, Ground Track) -

направление движения судна. В идеале оно должно совпадать с курсом судна, но так бывает крайне редко из-за воздействия на судно ветра и течения.

Скорость (Speed) - скорость судна относительно воды.

Истинная скорость судна (Speed Made Good = SMG, Speed over Ground = SOG) - относительно грунта, отличается от скорости относительно воды из-за воздействия на судно ветра и течения.

010.JPG

Приливы и отливы (Tides)

Для обеспечения безопасности и комфортности переходов, шкипер должен обладать детальными знаниями о приливах. В этом модуле мы рассмотрим только основные сведения о приливах.

Приливы это вертикальные изменения уровня моря, вызванные движением Земли, Луны и Солнца и силой гравитации между этими телами. Взаимная гравитация Луны и Солнца образуют «приливную волну», которая движется вокруг Земли. Приливы возникают в океанах и внутренних водоемах, но заметить их можно только вблизи берегов.

Наиболее сильное влияние на приливы оказывает гравитация Луны (поэтому приливы, в основном, «лунарные»), примерно в два раза меньше воздействует гравитация Солнца, наименьшее влияние оказывает вращение Земли вокруг своей оси.

Приливо-отливные течения это горизонтальное движение воды, являющееся результатом движения «приливной волны» в районе мелководья, что легко можно наблюдать вдоль пляжей, в проливах, в реках.

Течения (Currents)

Течение это горизонтальное движение воды, вызванное приливо-отливными явлениями, длительным воздействием ветра, либо течением реки. При отсутствии течения, скорость судна относительно воды совпадает со скоростью относительно грунта. На течении величина и направление скорости судна относительно воды и относительно грунта будут отличаться.

Влияние ветра и течений

В общем, наибольшее влияние на моторные яхты оказывает ветер (из-за небольшой осадки), но влиянием течений также нельзя пренебрегать.

При плавании против течения судно лучше управляется, но идет с меньшей скоростью. И наоборот, при плавании по течению, управляемость судна хуже, но скорость выше. Необходимо всегда учитывать суммарное воздействие ветра и течения на судно, особенно при швартовках. Только опыт позволит курсантам «чувствовать» судно, поэтому пользуйтесь любой возможностью для тренировки швартовок в различных условиях.

Влияние приливов

Знание, понимание и грамотное использование приливов может помочь шкиперу сделать путешествие безопасным и комфортным. Существует два наиболее важных вида воздействия приливов на судно, это вертикальное колебание уровня воды (глубины) и приливо-отливные течения.

В большинстве мест два приливных цикла в течение суток - полусуточные приливы (semi diurnal tide) т.е. два прилива и два отлива. Есть места с одним приливным циклом в сутки суточные приливы (diurnal tide). Еще меньше мест со смешанными приливами (mixed tides) - комбинация суточных и полусуточных.

Приливы. Термины и определения

Нуль глубин (Chart Datum) - отметка уровня воды, от которой отсчитываются глубины и высоты на морской карте. На американских картах используют среднюю низкую малую воду (Mean Lower Low Water = MLLW). На Британских метрических картах используют минимальный астрономический отлив (Lowest Astronomical Tide = LAT).

Глубина (Charted Depth, Soundings) на карте - расстояние под нулем глубин до объекта. Осыхающая высота (Drying height) - высота объекта над нулем глубин, как правило, осыхающие объекты находятся под водой во время прилива и над водой во время отлива.

Полная вода (High water) - максимальный уровень поверхности воды во время прилива. Характеризуется высотой и временем.

Малая вода (Low water) - минимальный уровень поверхности воды во время отлива. Характеризуется высотой и временем.

Период прилива (Duration) - интервал между двумя последовательными полными или малыми водами.

Высота прилива (Range) - разница между высшим уровнем воды при приливе (полная вода) и низшим её уровнем при отливе (малая вода). Высота прилива — величина непостоянная, однако средний её показатель приводится при характеристике каждого участка побережья.

Высота воды (Height of Tide) - высота уровня поверхности воды над нулем глубин в определенный момент. Находится по таблицам приливов, исходя из ближайшей малой или полной воды плюс определенные по специальным таблицам поправки.

Минимальный астрономический отлив (Lowest Astronomical Tide = LAT) - минимальный уровень воды, который теоретически возможен при нормальных метеорологических условиях. Практически крайне редко реальный уровень воды может оказаться ниже минимального астрономического отлива.

Средняя полная вода (Mean High Water = MHW) - средняя величина полных вод для определенного места, вычисляется за период не менее 19 лет. От этого уровня отсчитывают высоту таких объектов как мосты и маяки.

Средняя низкая малая вода (Mean Lower Low Water = MLLW) - средняя величина малых вод в сизигию для определенного места, вычисляется за период не менее 19 лет. Практически крайне редко реальный уровень воды может оказаться ниже.

Квадратурный прилив (Neap Tide) - наименьший прилив, когда приливообразующие силы Луны и Солнца действуют под прямым углом друг к другу (такое положение светил называется квадратурой).

Сизигийный прилив (Spring Tide) - наибольший прилив, когда приливообразующие силы Луны и Солнца действуют вдоль одного направления (такое положение светил называется сизигией).

014.JPG

Время и высота воды

Все задачи, связанные с приливами, сводятся к двум основным видам:

  • нахождение высоты воды на определенное время

  • нахождение времени , когда высота воды имеет определенное значение

 Использование таблиц приливов будет рассмотрено на практических занятиях.

Течения. Термины и определения

Приливное течение (Flood Stream) - течение, связанное с приливом.

Отливное течение (Ebb Stream) - связанное с отливом.

Стоячая вода (Slack water) - период времени между приливом и отливом, когда движение воды останавливается перед сменой направления.

Скорость приливо-отливных течений при сизигии и квадратуре (Spring and Neap rates) - как правило, скорость течения при сизигии выше чем при квадратуре так как количество перемещающейся воды больше.

Направление течений (Direction) - в таблицах направление течений всегда истинное и может быть проложено на карте без применения поправок.

Таблицы приливо-отливных течений (Current tables) - публикуются различными гидрографическими обществами: ГУНиО РФ, U.S. National Ocean Service (NOS), Canadian Hydrographic Service (CHS), British Admiralty (BA). Также таблицы печатаются в различных альманахах, например REEDS Nautical Almanac.

013.JPG

Инструменты и электронные средства судовождения

Не все суда оснащены описанными ниже инструментами и приборами. Существует большое количество различных типов каждого инструмента/прибора описанного ниже. Но все они отображают идентичную информацию.

Эхолот (Depth Sounder)

Эхолот определяет глубину воды под судном. Оборудование состоит из вибратора-излучателя (Transducer) и цифрового либо аналогового индикатора (Display). Индикатор располагается вблизи от штурвала, вибратор устанавливается в днище судна.

eho.gif

Вибратор излучает импульсы, которые отражаются от дна и возвращаются к вибратору. Измеряя время движения сигнала, возможно вычислить глубину, которая отображается на индикаторе.

017.jpg

Барометр

Барометр - это инструмент для измерения атмосферного давления. Барометр показывает давление в данный момент времени, и не может отображать тенденцию изменения, поэтому регулярные записи показаний барометра в судовой журнал очень важны. Серия последовательных записей показаний барометра отображает тенденцию изменения давления, которая важна для прогноза погоды. Существуют барометры, которые сохраняют в памяти или рисуют на бумаге показания за определенный промежуток времени.

Лаг (Log)

Лаг - это инструмент для измерения скорости судна относительно воды. Как правило, скорость судна измеряется в узлах (Knot) - морских милях в час.

Лаг состоит из датчика, встроенного в корпус судна и индикатора, который располагается недалеко от штурвала. При движении судна датчик посылает сигналы на индикатор. Существуют лаги механического и индукционного типа. Для того, чтобы показания были точными, лаги требуют периодического обслуживания.

GPS (Global Positioning System)

GPS (или NAVSTAR) была разработана в США для ВМФ, армии и ВВС. GPS отображает точное местоположение объектов 24 часа в сутки по всему миру. Навигационная система GPS состоит из спутников, наземных контрольных станций и приемоиндикаторов пользователей.

24 спутника обеспечивают 100% работоспособность системы в любой точке земного шара, но не всегда могут обеспечить уверенный приём и хороший расчёт позиции. Поэтому, для увеличения точности позиционирования и резерва на случай сбоев, общее число спутников на орбите поддерживается в большем количестве (31 аппарат в сентябре 2007 года). Максимальное возможное число одновременно работающих спутников в системе GPS ограничено 32.

Слежение за орбитальной группировкой осуществляется с главной контрольной станции, расположенной на авиабазе ВВС США Schriever, штат Колорадо, и с помощью 10 станций слежения, из них три станции способны посылать на спутники корректировочные данные. Спутники последнего поколения распределяют полученные данные среди других спутников.

Сегодня GPS-приёмники всё чаще используются в гражданских целях, в основном для определения местонахождения и скорости. GPS-приёмники продают во многих магазинах, продающих электронику, их встраивают в мобильные телефоны, смартфоны, КПК и т.п. Потребителям также предлагаются различные устройства и программные продукты, позволяющие видеть своё местонахождение на электронной карте; имеющие возможность прокладывать маршруты как на воде так и на суше.

Принцип действия GPS

Каждый спутник несет информацию о своем точном местоположении, он посылает индивидуальные сигналы, которые принимаются приемоиндикаторами пользователей. Приемоиндикатор измеряет время прохождения сигнала от спутника и вычисляет расстояние до спутника. Таким образом, получается линия положения от спутника с известным местоположением. Вторая линия положения от другого спутника позволит определить место судна, а третья линия положения позволит уточнить найденное место.

016.jpg

Точность GPS

Первоначально GPS разрабатывалась как чисто военный проект. Но после того, как в 1983г. был сбит случайно вторгшийся в воздушное пространство Советского Союза самолёт Корейских Авиалиний с 269 пассажирами на борту, президент США Рональд Рейган разрешил частичное использование системы навигации для гражданских целей. Во избежание применения системы для военных нужд, точность была уменьшена специальным алгоритмом - SA (selective availability) - искусственно создаваемые для неавторизированных пользователей округления определения местоположения до 100 метров. 01.05.2000 SA был отключен по указанию президента США, таким образом, точность определения выросла со 100 до 10-20 метров.

DGPS (Differential Global Positioning System) — дифференциальная система GPS. DGPS используется для исключения атмосферных искажений сигнала на приёмниках. Сигналы DGPS коррекции посылают пользователям по радио. Основные источники сигналов DGPS — это радионавигационные маяки и спутники на геостационарной орбите. Сигналы дифференциальной коррекции от радиомаяков передаются на средних частотах (283,5-325 кГц). Радиосигналы на этих частотах подвержены отражению от земной поверхности. Поэтому холмистая и горная местность обычно не влияет на приём сигнала. Однако в глубоких каньонах далеко от радиомаяка, где радиосигналы традиционно слабы, сигналы коррекции могут быть и не приняты.

Типичная точность автономных гражданских GPS приемников в горизонтальной плоскости составляет примерно 15 метров (около 5 м при хорошей видимости спутников). При использовании систем дифференциальных поправок или WAAS (Wide Area Augmentation System — глобальная американская система распространения дифференциальных поправок) точность может быть увеличена.

Недостатки

Общим недостатком использования любой радионавигационной системы является то, что при определённых условиях сигнал может не доходить до приёмника, или приходить со значительными искажениями или задержками. Например, практически невозможно определить своё точное местонахождение в глубине квартиры внутри железобетонного здания, в подвале или в тоннеле. Так как рабочая частота GPS лежит в дециметровом диапазоне радиоволн, уровень приема сигнала от спутников может серьезно ухудшиться под плотной листвой деревьев или из-за очень большой облачности. Нормальному приёму сигналов GPS могут повредить помехи от многих наземных радиоисточников, а также от магнитных бурь.

Невысокое наклонение орбит GPS (примерно 55) серьёзно ухудшает точность в приполярных районах Земли, так как спутники GPS невысоко поднимаются над горизонтом.

Существенной особенностью GPS считается полная зависимость условий получения сигнала от министерства обороны США. Так, например, во время боевых действий в Ираке, гражданский сектор GPS был отключён.

Приемоиндикаторы (ПИ) и их использование

Приемоиндикатор состоит из приемника, компьютера для обработки полученных сигналов, дисплея. Существует огромное множество различных моделей ПИ - стационарные и носимые, любительские и профессиональные, с кнопками и активным экраном...

Яхтенный (стационарный) ПИ GPS располагается недалеко от штурвала. Как правило, на дисплее отображается скорость судна, его широта(Latitude) и долгота (Longitude), а также другая полезная информация. Яхтенный ПИ GPS может иметь функцию картплоттера (Chart Plotter), при этом место судна графически отображается на карте, изображенной на экране.

При включении ПИ, как правило, местоположение определяется автоматически в течение нескольких минут и затем обновляется ежесекундно. При движении судна, координаты и другие показания ПИ GPS постоянно изменяются. ПИ GPS предоставляют пользователю, кроме географических координат, информацию о скорости, направлении движения, ETA (estimated time of arrival) и т.п.

Искусство навигации основывается на том, что местоположение судна все время достоверно известно штурману. GPS это первая и пока единственная общедоступная навигационная система, дающая такую возможность.

Радар (Radar)

Радиолокационная станция (РЛС) или радар (англ. radar от RAdio Detection And Ranging — радиообнаружение и дальнометрия) — система для обнаружения воздушных, морских и наземных объектов, а также для определения их дальности и геометрических параметров. Использует метод, основанный на излучении радиоволн и регистрации их отражений от объектов.

РЛС состоит из антенны (scanner) и приемоиндикатора.

Антенна излучает радиоволны высокой интенсивности.

Нахождение человека на линии распространения радиоволн вредно для здоровья. Мачты, мокрый парус и т.п. создают препятствие для распространения сигналов РЛС, поэтому создаваемые «теневые сектора» должны учитываться.

Дисплеи РЛС могут быть различных размеров и форм, представлять различную информацию, в том числе от различных сопряженных навигационных приборов.

Основная цель РЛС - это отображение окружающей навигационной обстановки (другие суда, берега, буи и т.п.), а также предотвращение столкновений судов, определение места судна.

Настоятельно рекомендуем тщательно изучить руководство по эксплуатации радара, установленного на вашем судне, а также пройти специальный курс обучения использованию.



 Секция 1 Магнитизм | Описание курса | Секция 3 Навигационные ограждения