УПРАВЛЕНИЕ СУДНОМ (VESSEL HANDLING)

Постановка на якорь (Anchoring)

Якорь — специальной формы литая, кованая или сварная конструкция, предназначенная для удержания судна или другого плавающего объекта на одном месте за счёт взаимодействия с грунтом и связанная с объектом удержания посредством якорной цепи или троса. Усилие, которое якорь может воспринять, не перемещаясь и не выходя из грунта, называется держащей силой. Эффективность якоря оценивается коэффициентом держащей силы — отношением держащей силы к весу якоря.

Хотя большинство якорей описанных ниже используется на более крупных судах, понимание принципа их действия и их правильного использования применимо на любых судах. Принципы постановки на якорь одинаковы для всех типов судов.

026.JPG

Постановка на якорь (Anchoring)

Лучше всего якорь держит в мягких грунтах, таких как песок или ил, но будет держать также и в плотном песке, гальке и гравии. Лучше всего иметь два якоря разного типа (для разных грунтов) и вспомогательный якорь.

Вне зависимости от того, какой якорь используется, для надежной стоянки и предотвращения дрейфа, необходимо создать горизонтальную удерживающую силу. Для этого необходимо чтобы длина якорь- каната равнялась как минимум 5-кратному расстоянию (глубине) от носа судна до дна в случае использования якорь-цепи и 7-кратному расстоянию - для якорь- троса.

Более крупные яхты обычно имеют якорь-цепь, в то время как более малкие имеют комбинированный канат, состоящий из небольшого отрезка цепи присоединенной к нейлоновому тросу. Якорный канат называется «rode». Он может быть в виде троса (нейлонового или растительного), цепи, стального троса или комбинации перечисленного.

Якорная цепь, достоинства и недостатки:

  • Больший вес дает лучшую горизонтальную удерживающую силу

  • Жесткость цепи увеличивает трудность работы, ниже скорость работы в случае волнения

  • Вес цепи больше, с цепью тяжелее работать, поэтому требуется брашпиль Якорная цепь с канатом:

  • Даже небольшой отрезок цепи значительно увеличивает горизонтальную удерживающую силу

  • Эластичность троса повышает удобство при работе на волнении

  • Канат легче, с ним легче работать

Диапазон (Scope)

Диапазон определяется соотношением длины якорного каната к вертикальному расстоянию от носа яхты до дна моря. Диапазон якорь-цепи или каната варьируется в зависимости от условий, типа якоря и размера или типа яхты, при этом если якорь ползет, необходимо вытравить больше каната. Вне зависимости от того, используется цепь или нейлоновый канат, оба конца должны быть надежно закреплены. Конец, крепящийся к судну, должен быть закреплен при помощи сравнительно тонкого троса который может быть легко отдан или обрезан в случае необходимости. Со стороны якоря скоба должна быть зафиксирована шпонкой для предотвращения проворачивания штифта. Нейлоновый канат должен быть закреплен рыбацким штыком (fisherman’s bend) или заплетенным в огон коушем, закрепленным при помощи скобы.

027.JPG

Зацеп якоря (Fouled Anchor)

Если морское дно покрыто мусором и отходами, якорь может зацепиться. Проходной конец (Trip Нпе)поможет сохранить застрявший на дне якорь. Перед тем как отдать якорь, проходной конец должен быть прикреплен к нему. На большинстве якорей существует специальное кольцо или отверстие для закрепления такого конца. С другой стороны к этому концу необходимо привязать небольшой буй (который поможет найти якорь впоследствии). Или он может быть закреплен на яхте (потребуется более длинный конец, но позволит избежать опасности того что буй станет помехой для других судов).

Постановка на якорь (Anchoring)

Важно понять, что не якорь удерживает яхту на месте, а комбинированный эффект якоря и цепи. Якорь фиксирует цепь на дне и вес цепи совместно с силой трения цепи о морское дно удерживает яхту на месте. Одним из важнейших параметров является глубина моря и необходимо помнить, что она меняется вместе с приливами. Процедура постановки на якорь требует по крайней мере двух членов экипажа - один находится на руле, а второй отдает якорь.

При постановке на якорь учитывайте следующее:

  • Не становитесь на якорь в запрещенных районах, например в местах пролегания подводных кабелей. Такие районы обычно обозначены на картах.

  • Определив глубину на полной воде в месте где вы решили встать на якорь, приготовьтесь к отдаче якоря и определите длину вытравливаемого каната или цепи. Напомним, что если используется только цепь, длина должна быть равна 5 глубинам, если комбинированный якорь-канат - то его длина должна составлять 7-8 глубин. Это связанно с тем, что сила трения и вес цепи гораздо выше комбинированного якорь- каната. При хороших погодных условиях длина вытравливаемого каната может быть чуть меньше, а при плохих - больше.

  • В первую очередь оцените, как стоят на якоре другие яхты, это поможет выбрать вам наилучшее место для постановки. Яхты будут лежать либо носом к ветру, либо если течение сильнее, носом по течению

  • Если стоянка переполнена, то лучше будет бросать якорь среди подобных вам яхт; моторные и парусные яхты имеют различные характеристики в том, как они стоят на якоре, поэтому лучше поворачивайте к сходной вам группе

  • Помните о том, что яхта крутится на якоре, поэтому вам необходимо пространство между вами и другими яхтами с возможностью описать окружность с центром в месте предполагаемой отдачи якоря

  • От точки предполагаемой якорной стоянки пройдите вперед на расстояние чуть меньшее предполагаемой длины якорь-каната

  • Позвольте ветру и/или течению остановить вашу яхту. Заметьте визуально эту точку

  • Отдайте якорь. Якорь цепь должна быть отмаркирована, чтобы видеть отданную длину цепи. Когда якорь упадет на дно, цепь моментально провиснет

  • Как только якорь окажется на дне, начинайте медленное движение назад, одновременно потравливая якорь-цепь до тех пор, пока не ввытравите всю предполагаемую длину

  • В этот момент цепь натянется и будет смотреть вперед под углом, близким к горизонтальному.

  • Как только цепь набьется, поставьте двигатель на стоп или на холостой ход; яхта должна пройти немного вперед и цепь должна провиснуть

  •  Как только яхта успокоится на месте, возьмите пеленги на легко идентифицируемые объекты и/или запишите координаты по GPS

  • Повторите контроль позиции через некоторое время, цифры должны быть разумно близкими. Даже если яхта повернулась на ветру или течении, пеленги на удаленные предметы будут изменяться незначительно

  • Если вы видите значительные изменения в пеленгах, это означает что вас дрейфует на якоре и необходимо принять меры - потравить якорь-цепь либо выбрать и заново отдать якорь.

Многовинтовое судно (Multiple engines)

Судно с двумя или более винтами (двигателями) менее подвержено эффекту смещения от винта, так как винты вращаются в     противоположные стороны и силы смещения

компенсируют друг друга. При управлении многовинтовым судном использование руля минимально так как более эффективным методом управления является изменение хода двигателей. Зачастую двухвинтовое судно может вращаться на одном месте, работая одним двигателем вперед, другим - назад.

При плавании в нормальных условиях, важно удостовериться, что упор всех винтов сбалансирован. Это видно, когда судно не уходит с курса при нейтральном положении руля, либо при очень незначительных перекладках. Упор винтов считается хорошо сбалансированным, если судно не уходит с курса при одинаковом количестве оборотов (RPM) всех винтов/двигателей. Баланс винтов позволяет минимизировать расход топлива.

Моторные яхты часто оснащены транцевыми плитами (Trim Tabs), которые позволяют в определенной степени регулировать дифферент (продольный наклон) и крен (поперечный наклон) судна. При наборе скорости, до выхода на глиссирование, нос моторной яхты задирается вверх, что ограничивает обзор пилоту и причиняет некоторое неудобство для пассажиров. Опускание транцевых плит, в этом случае, поможет уменьшить дифферент и быстрее перейти в режим глиссирования. Транцевые плиты также можно использовать для устранения постоянного крена на ходу или для более комфортного совершения поворотов.

Снижение скорости судна следует производить постепенно так как волна, следующая за судном, может вас догнать и захлестнуть в яхту через корму. Для экстренного торможения - резко уменьшите обороты двигателей до минимума и резко поверните на 90° от первоначального курса. Такой маневр не очень приятен, но эффективен.



 Секция 4 Лоция и планирование перехода | Описание курса | Модуль 06 Основы первой помощи