Выбрать курс
21  /  29

Русский Морской Корпус - яхтенная школа и морской клуб.

ЛОЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕХОДА (PILOTAGE & PASSAGE PLANNING)

Лоция, как предмет, представляет собой часть науки судовождения, в которой рассматриваются вопросы выбора морского пути и навигационного обеспечения судовождения в прибрежных и в сравнительно (с открытым морем) стесненных условиях, а также морские опасности и средства оборудования морских путей. В лоции судоводитель полагается больше на визуальные ориентиры, чем на прокладку на карте, то есть место судна постоянно контролируется по буям, знакам и береговым ориентирам. Близость к земле и опасности связанные с этим и делают лоцию крайне важной. В знакомых водах такое плавание не требует особых усилий, так как вы хорошо знаете местные условия. Однако, в водах других портов необходимо приготовить упрощенный план захода/выхода в порт используя информации из лоций, карт и альманахов. Плавание будет проще если эта информация будет представлена в легко понимаемом виде. Избегайте насколько возможно, предоставлять информацию в виде текста, старайтесь представлять ее графически или в виде таблиц. Такая информация легче усваивается в условиях дефицита времени.

Пособия и Карты (Books and Charts)

Секретом успешного плавания является планирование. Вам потребуются: соответствующие карты, откорректированные по последнее Извещение Мореплавателям, Лоции, Морской Альманах (например Брауновский Альманах или Альманах Рида за текущий год).

Лоциями (Pilot Books, Sailing Directions) называются и специальные книги, служащие руководством для плавания, в которых приведена подробная навигационная и гидрометеорологическая характеристика океанов, морей и их частей (заливов, проливов). В лоциях содержится информация по обеспечению безопасности мореплавания при плавании в прибрежных зонах, в узкостях, каналах и т.п., а также различные местные правила.

Лоции содержат информацию, которая может помочь решить, например, какой подходной канал использовать, если их больше чем один. Один канал может быть предпочтительнее другого при ветрах определенных направлений или в зависимости от прилива. Не все каналы оборудованы светящими буями или имеют достаточную глубину при низкой воде или могут быть использованы только при знании местных условий.

Лоции публикуются гидрографическими обществами многих стран. Если возможно, используйте лоции, опубликованные в той стране, где вы намерены совершить плавание. Опционально используйте лоции издания ГУНиО, USA Defense Mapping Agency, British Admiralty.

Британские Лоции изначально предназначены для коммерческого судоходства, но в последние годы они включают все больше информации предназначенной для шкиперов малых судов.

Морские яхтенные клубы иногда публикуют собственные лоции, и руководства для плавания в портах, где они находятся.

Морские Альманахи (Nautical Almanacs)

Это сборники, содержащие, обычно, информацию о гаванях, навигационном оборудовании, приливах и другую навигационную информацию. Существуют альманахи для сравнительно небольших районов и большие национальные издания как, например REEDS (USA) и BROWN’S (UK).

024.jpg

В альманахах вы найдете много различной навигационной и общей информации, схемы портов, таблицы приливов, астронавигационную и прочую информацию. Как правило, альманахи издаются на один год. Используйте только альманах на текущий год!

Планирование перехода (Passage planning)

Предположим вы планируете заход в порт, который имеет канал, огражденный буями.

Используя лоцию, в совокупности с подходными картами вы можете спланировать заход.

Следующие общие рекомендации необходимо принимать во внимание:

  • Выбрать наилучший канал для захода, если есть выбор

  • Выбрать однозначную точку начала захода, это может быть кардинальный знак или буй в начале канала

  • Нарисовать планируемый путь от начала до конца, он будет состоять из нескольких последовательных отрезков (курсов). Помните, что практически никогда прокладка не может состоять из одного отрезка (курса)

  •  Пытайтесь при нанесении прокладки поворотные точки привязывать к четко определимым буям, знакам или иным приметным ориентирам

  • Используйте все навигационные знаки и ориентиры, которые могут быть полезными

  • При проходе через район, где требуется планирование захода/выхода, но где вы не собираетесь останавливаться, определите точку выхода из района; это может быть буй или пеленг на объект, где ваш проход будет считаться законченным

  • Если на заход/выход оказывают влияние приливы, нарисуйте график приливов. Сделайте то же самое для приливных течений

  • При взятии пеленгов не забудьте исправить значение снятое с компаса на поправку магнитного компаса (склонение + девиация)

  • Хотим обратить внимание на то, что при управлении яхтой проще держать курс по створам, чем по компасу, если есть створ, старайтесь использовать их так как это автоматически позволяет компенсировать дрейф и снос

  • При входе в порт проверьте сигналы, которые могут использоваться в порту. Не забудьте включить УКВ на 16 канал и канал связи с портом или мариной. Некоторые порты с высоким трафиком могут требовать получение разрешения на вход, проверьте процедуру в Альманахе

  • Во время следования по запланированному маршруту избегать соблазна «срезать» углы, четко следовать по проложенному пути и проверять место судна по всем приметным ориентирам

  • Начинайте с первой точки и четко идентифицируйте ее на местности

  • Идентифицируйте каждый проходимый навигационный знак и отмечайте на карте время его прохождения

  • Не предполагайте, что навигационный знак впереди является следующим по плану; проверьте это по пеленгу или другим доступным признакам; относитесь к знакам критически до тех пор, пока однозначно их не идентифицируете

  • Как только вы изменили курс и направляетесь к следующей путевой точке, выберите какой-нибудь неподвижный объект или береговой огнь в створе с вашим объектом в

  • путевой точке. Выбранный объект не обязательно должен быть на карте, но он должен находиться на берегу

  • Внимательно следите за эхолотом, он может указать на вашу ошибку

  • Установите аларм на эхолоте на глубину равную вашей осадке плюс безопасный запас глубины

  • Лучше, если рулевым вы назначите кого-то другого, это поможет вам сконцентрироваться на проводке

  • Удостоверьтесь, что ваши инструкции и команды понятны рулевому. Не давайте команд типа «Править на тот огонь», удостоверьтесь, что рулевой однозначно понял команду

  •  Не упускайте из вида последний пройденный ориентир, он может пригодиться в случае возникновения каких-либо сомнений по поводу следующих ориентиров или места судна

  •  Никогда не стесняйтесь снизить скорость или остановиться или даже вернуться в последнюю точку определения места судна.

Порт контроль (Port Control)

При подходе к порту включите УКВ на двухканальную вахту на 16 канал и канал работы порта. Проверьте, необходимо ли вызвать Портовые власти. Если да, свяжитесь с ними и запросите инструкции или разрешение на вход.

Шлюзовые ворота и марины (Lock Gates and Marinas)

Если на входе есть ворота шлюза или плавзаграждение, запросите можете ли заходить или необходимо подождать. Если вам необходимо ждать, найдите в альманахе где вы можете встать, пришвартоваться или бросить якорь. Если марина ваше финальная точка плавания, вызовите марину на рабочем канале и закажите причал.

Одновременно с этим запросите с какого борта приготовить кранцы чтобы избежать спешки в последнюю минуту. Если вам необходима помощь при швартовке, запросите швартового помощника на понтоне. Зарегистрируйтесь в офисе марины или портовом офисе как только появится возможность заполнить их формы.

Таможня, паспортный контроль и судовые роли (Customs, Immigration, Crew Lists)

При входе в иностранный порт, каждое судно должно пройти процедуру иммиграционного и таможенного контроля, точно так же как вы делаете это в международном аэропорту. Таможенные Формы вы можете получить от таможенных властей в порту захода. Необходимо также предоставить судовые документы и свидетельство о регистрации яхты.

Шкипер каждой яхты должен пройти иммиграционный контроль и предоставить Судовую роль - список пассажиров и экипажа. Судовая роль должна содержать имя, национальность, номер паспорта и дату рождения каждого члена экипажа.

Иммиграционные и таможенные пошлины обычно взимаются в местной валюте, так что запаситесь ей заранее.

Во многих странах может потребоваться так же разрешение на плавание (Cruising permit) для осуществления круизного плавания в территориальных водах данных стран. Такое разрешение платное.