БЕЗОПАСНОСТЬ, ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ (SAFETY)

Морские карты и пособия

В США карты издаются Коммерческим Департаментом National Oceanic and Atmospheric Administration (NOAA) в Вашингтоне.

Следующие агентства также вовлечены в издание карт:

National Ocean Service (NOS) - карты США и зависимых территорий

Defense Mapping Agency Hydrographic/Topographic Center (DMA or DMAHTC) - остальные карты.

Каталоги карт (Chart catalogs) можно приобрести или получить бесплатно у издателя, например NOS каталоги карт:

Nautical Chart Catalog 1 the Atlantic and Gulf Coasts including Puerto Rico and the Virgin Islands. Nautical Chart Catalog 2 the Pacific Coast including Hawaii, Guam and Samoa Islands.

Nautical Chart Catalog 3 Alaska including the Aleutian Islands Nautical Chart Catalog 4 the U.S. Great Lakes and Adjacent waterways.

В этих каталогах содержатся «нарезки» карт и текстовая информация об этих картах, информация о навигационных пособиях, а также информация об агентах, занимающихся распространением карт и пособий.

Карты Британского Адмиралтейства (British Admiralty (BA) Charts)

Адмиралтейские карты издаются Hydrographic Office of the British Ministry of Defence и могут быть приобретены у авторизованных агентов во всем мире. Коллекция адмиралтейских карт - самая большая в мире.

Каталог Адмиралтейских Карт и Пособий (Catalogue of Admiralty Charts and Publications. NP 131)

В каталоге представлен весь перечень английских морских Адмиралтейских карт и Публикаций в графической и текстовой форме всех районов Мирового океана. В каталоге даются описания для каждой карты и пособия, включая подробности электронных карт (ARCS and ENCs) и дистрибьюторы Адмиралтейства во всем мире. Каталог обновляется и издается ежегодно.

Карты для малых судов (Small craft charts)

Карты предназначенные для использования на малых судах часто называют яхтенными (Yachtsmen charts), они публикуются различными издательствами. Как правило, такие издательства являются частными и используют исходную информацию из различных источников, поэтому ни одно из государственных гидрографических обществ не несет ответственности за возможные неточности на таких картах.

Яхтенные карты издаются в небольшом удобном размере, на них упущена информация, которая по мнению издателей, не нужна штурману малого судна. Цвета на таких картах могут отличаться от общепринятых для морских карт. Многие яхтенные карты издаются на прочной водонепроницаемой бумаге, это преимущества, но наносить/стирать карандаш на такую бумагу неудобно. Часто на картах есть подробные планы гаваней и якорных стоянок, а также различная полезная информация на обратной стороне.

Источники метеорологической информации (Meteorology Information Sourses)

Метеорология - наука о строении и свойствах земной атмосферы и совершающихся в ней физических процессах. Значительная часть метеорологов занимается прогнозом погоды. Метеорологи получают информацию из многих различных источников: спутники (satellites), аэростаты (balloons), научные суда, самолеты, торговые суда, метеобуи, метеорологические станции, РЛС и т.д. Эта информация является базисом, на основе которого, используя специальные методики, опыт и компьютерные технологии, метеорологи прогнозируют погоду в будущем. Не смотря на использование сложного оборудования и методик, опыт и профессионализм метеорологов играет важную роль в процессе прогнозирования погоды. Когда мы говорим «погода», то имеем в виду состояние атмосферы в определенном месте в определенный, сравнительно короткий, период времени. Как правило, нас интересуют следующие параметры состояния атмосферы: температура, влажность, есть осадки или нет, облачность, ветер, давление и т.п. Яхтсменов, в частности, интересуют сила и направление ветра, так как именно эти факторы имеют наибольшее влияние как на безопасность так и на комфортность путешествия на небольшом судне. В настоящее время у нас имеется возможность получать высококачественный прогноз погоды из множества разных источников.

Прогноз погоды на прибрежные воды США доступен из многих источников, но самый качественный прогноз вы можете получить от NOAA по УКВ (VHF) и ПВ/КВ (MF/HF). Существуют навигационные пособия, содержащие информацию о передаче прогнозов погоды по радио. В них, обычно содержится следующая информация: название и координаты передающих станций, расписание передач, частоты, виды передаваемой информации и т.п. Американское издание - Selected Worldwide Marine Weather Broadcasts (published by National Weather Service). Английское - Admiralty List of Radio Signals = ALRS. Для судов, намеревающихся выходить из зон покрытия береговых УКВ станций, обязательно наличие на борту указанных (или подобных) пособий, а также соответствующей радиоаппаратуры.

Кроме того, существует множество других источников получения прогноза погоды. Некоторые из таких источников являются общими и не специализируются на прогнозе для моряков. Ниже перечень основных источников метеорологической информации:

  1. интернет

  2. радио

  3. газеты

  4. телевидение

  5. офисы марин, яхт-клубов (Marina Offices)

  6. офисы портовых властей (Port Authority Offices)

  7. береговая охрана (Coast Guard)

  8. специальные службы телефонных компаний

  9. факс (Weather fax)

Мониторинг прогноза погоды

Получив из всех возможных источников прогноз погоды на период предполагаемого рейса, вы принимаете решение о том, начинать ли путешествие или нет. Прогноз также поможет вам выбрать тот или иной маршрут, принять во внимание возможные места убежища (Shelter). Необходимо отслеживать прогноз погоды во время всего путешествия. Кроме источников информации о погоде, описанных выше, необходимо производить собственные наблюдения за состоянием погоды. Признаки изменения погоды включают изменения формирования облаков, изменения направления и силы ветра, резкое изменение атмосферного явления, изменение видимости и т.п. В совокупности, полученный прогноз погоды и наблюдаемые явления, помогут вам выбрать наиболее эффективный порядок действий для обеспечения безопасности и комфортности путешествия. В случае сомнений - выбирайте наиболее безопасный вариант действий, вплоть до приостановки рейса и укрытия в безопасной бухте/гавани.

МАНЕВР «ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ» (MAN OVERBOARD = MOB) ПОД ПАРУСАМИ

В ситуации, когда человек оказался за бортом, его спасение должно вестись быстро и уверенно. Если же яхта

идет под парусом, необходимо также помнить следующие правила:

Кричите: “Человек за бортом!”

Назначьте наблюдателя, который не отвлекаясь следил бы за человеком в воде.

Бросайте что-нибудь плавучее человеку за бортом - это поможет ему не только держаться на поверхности, но и обозначит место его нахождения для рулевого.

Рулевой немедленно должен увалить лодку до курса галфвинд - в таком положении паруса наиболее управляемы.

Рулевой или шкипер должны успокоить команду.

После того, как лодка отошла от упавшего на расстояние 5-10 длин корпуса, сделайте поворот оверштаг. НЕ ДЕЛАЙТЕ ПОВОРОТ ФОРДЕВИНД, так как из-за минутной невнимательности может произойти непроизвольный поворот, в результате которого возможно причинение ущерба лодке или падение другого человека за борт из-за внезапного удара гиком.

Следующим поворотом оверштаг вернитесь на курс галфвинд. После этого поворота лодка возьмет обратный курс.

На расстоянии двух длин корпуса лодки от упавшего подходите к нему с подветренной стороны, он должен быть виден с носа лодки.

Не используйте двигатель во избежание развития слишком большой скорости. Так как лодка подойдет к упавшему с подветренной стороны, приведитесь к ветру - лодка замедлит ход и остановится, а упавший будет находиться с наветренного борта. Паруса заполощат - по позможности, уберите их.

Если на яхте есть “спасательный строп”, тащите его за лодкой так, чтобы упавший смог его схватить; вместо “спасательного стропа” один из членов экипажа может подготовить трос, на конце которого завязывается беседочный узел с большой петлей, чтобы упавший мог закрепить его вокруг тела.

041.jpg

Никому не надо прыгать в воду, если только упавший не находится без сознания. При возникновении такой необходимости, член экипажа, прыгнувший для помощи, непременно должен быть привязан к лодке.

Поднятие человека на палубу – уже другая задача. Некоторые современные яхты имеют сходной трап на корме, который может использоваться при легкой погоде. Однако это может быть опасно при сильном волнении, поскольку значительно увеличивается амплитуда движений яхты вверх-вниз

“Человек за бортом” (моторные лодки)

Для моторных лодок “поворот Вильямсона” - наиболее эффективный способ при спасении человека оказавшегося за бортом. Порядок действий следующий:

Кричите: “Человек за бортом!” и бросайте упавшему спасательные круги или индивидуальные

спасательные средства.

Назначьте наблюдателя, который не отвлекаясь следил бы за человеком в воде.

Посмотрите по компасу, каким курсом вы шли, когда человек упал за борт.

Положите штурвал в сторону того борта, за который упал человек. Это позволит отнести корму

судна и винт от упавшего.

Отклонитесь от курса приблизительно на 60-70º. После этого положите штурвал на другой борт.

Возьмите курс, обратный тому, которым вы шли. Например, если вы шли курсом 105º, ваш обратный курс - 285º. Таким курсом Вы вернетесь прямо к упавшему.

Когда упавший будет в пределах досягаемости, заглушите двигатели - тогда человек может быть безопасно извлечен из воды. 

Примечание: следуя инструкции, кандидат должен продемонстрировать хорошее практическое понимание и применение знаний в ситуации “человек за бортом”.

042.JPG



 Модуль 06 Планирование перехода | Описание курса | Секция 2 Приемка судна